Ищите клиентов?

Ищите клиентов?

Расскажите им о себе!

Подробности…
МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

Первый музей Apple в Москве, создан в 2012 году. Перейти на сайт музея.

Перейти…
Top.Mail.Ru

Треппинг в упаковке

Треппинг в полиграфии.

Содержание

Кратко о треппинге читайте в словаре полиграфических терминов.

Треппинг
Часть 1. Треппинг в Illustrator
Часть 2. Треппинг в Photoshop

Треппинг – это перекрытие красочных зон объекта с фоном. В расширенном виде понятие треппинга можно сформулировать следующим образом – это области взаимного цветового перекрытия между видимым объектом (объектом переднего плана) с объектом или объектами заднего плана, либо фоном. Физический смысл треппинга – это маскирование негативных явлений в печатном процессе таких как: несовмещение, растискивание, затекание краски, раздача (деформация) запечатываемого материала и некоторых других.

Потребность в треппинге обусловлена необходимостью борьбы с последствиями выше перечисленных негативных явлений, вытекающих из процесса печати и призван предотвращать:

  • появление узких непропечатанных участков;
  • затекание тонких элементов и мелких деталей, например, текста;
  • замыливание границ объектов.

Дополнительно приёмы треппинга позволяют повысить контраст границ объекта, улучшить читабельность мелких текстов (свойство необходимое для упаковки).

В этой статье сделан упор на треппинг в упаковке, изготавливаемой флексографским способом или способом высокой печати (ротогравюра). Ссылку на статью о треппинге в офсетной печати см. в оглавлении.

Невооружённым глазом видно. Что подавляющее большинство упаковки – это различные виды ПВХ плёнок, а значит печать по ним происходит флексографским способом или высокой печатью (ротогравюра). У обоих этих способов стабильность печати значительно хуже, чем у офсета (офсетный способ печати), а потому размер треппинга выше, а его необходимость актуальнее.

Рис. 1. Шкалы последовательности печати
Рис. 1. Шкалы последовательности печати

Всё, что было сказано о треппинге для офсетной печати также справедливо и для флексопечати и для ротогравюры (для удобства изложения будем называть оба эти способа флексой), но с некоторыми оговорками. Обозначим их. Если для офсета стандартом является печать базовыми цветами палитры CMYK, то во флексе такого правила нет. Во флексе широко распространены 9-и красочные машины, хотя бывает и меньше и больше. Часто под краски подкладывают белила как сплошные, так и выборочные.

Особенно в ротогравюре, но также это присуще и флексопечати: важный допечатный этап – это выбор линиатуры вала. От этого зависит ряд препресс-параметров. Например, минимальная толщина линий. Чем выше линиатура, тем более мелкие элементы можно реализовать в готовом изделии, но тем проблемней происходит краскоотдача, особенно на плотной запечатке. Поэтому для больших по площади плашек правильней использовать низкие линиатуры валов (с большей ячейкой). По этой причине, даже одну краску могут печатать на двух валах, перенося на один вал плашечные объекты, включая шрифты, а на другие – растровые объекты.

Рис. 2. CMYK-картинка на Spot-фоне
Рис. 2. CMYK-картинка на Spot-фоне

Особенности флексы накладывают особенности на дизайн упаковки. Часто CMYK-изображение размещено на Spot-фоне (иногда несколько Pantone®*, либо выкрасок), также текст делается Spot, либо вывороткой (knockout) по Spot.

[*] Примечание: Часто вместо стандартных Pantone® применяются выкраски – это специальные замесы красок свойственные для конкретного заказчика. Термин Spot объединяет эти два варианта.

Ввиду вышеизложенных особенностей, все печатные секции во флексе часто бывают задействованы. А большое количество, даже не красок, а печатных секций, требует и особенно тщательного треппинга. И даже, если одна краска разделена на несколько секций (я встречал до 3-х), то треппинг необходим между каждой секцией.

Для правильного треппинга на флексе следует учитывать не только особенности треппингуемых красок, но и порядок их наложения. Поскольку во флексе нет столь развитых стандартов, как в офсете, обусловленных нормативной базой, например, GRACoL-машиной, то последовательность красок согласуется каждым ТЗ и для верности декларируется в макете. Иными словами, верстальщик не только должен понимать свойства и плотность треппингуемых красок, например, металлизированные Pantone®, или флуоресцентные Pantone®, но и порядок их наложения. Например, для офсета является недопустимым печать металлизированного Pantone® (бронза) оверпринтом (overprint). Последствия такой оплошности рассмотрены в статье «Полиграфический брак». Однако во флексе это допустимо при некоторых обстоятельствах, например, при реверсной печати. Реверсная – это обратная печать – это когда изображение не на прозрачной плёнке, а под ней. Ещё раз, изображение наносится с оборотной стороны прозрачной основы. В таком случае, положить бронзу первой, а иные краски поверх неё – допустимо.





Выборочные белила 

В офсете редко используют белила, т.к. чаще всего печать происходит на белой бумаге, а необходимость белил возникает на тонированных поверхностях. ПВХ-материалы либо прозрачные, либо имеют металлизированную поверхность, а потому и применение белил более актуально. Кроме сплошного покрытия белилами часто применяется и выборочные белила. Общее соображение, при использовании в дизайне упаковки выборочных белил – отбиваем белила внутрь объекта (метод choke) на величину треппинга для отдельно стоящих объектов, т.е. для объектов, расположенных не на фоне. Если объекты имеют тонкие элементы, то можно, наоборот, расширить границы белил наружу (метод spread) также на величину не менее минимального размера треппинга.

Если объект располагается на фоне и трепится с ним, то выборочные белила под объектом можно делать в границах «объекта без треппинга», однако, оптимальнее, если площадь белил будет в границах треппинговой зоны (треппингового контура).

Это соображение прекрасно работает если объект – это выворотка в фоне. Можно расширить белила в фон на размер треппинга, то же, если фон составной. Отметим, что данное соображение будет работать и при отбивке текста.

Отбивка текста 

Рис. 3. Отбивка (spacing)
Рис. 3. Отбивка (spacing) текста

На упаковках обычно размещают большое количество текста. Это не блажь производителя, а требование, обусловленное регулятором. Как известно, «больших семь шапок из овцы не выкроишь ни как». То же происходит и с текстом. Разместить много крупного текста на мелкой упаковке не получается. Регулятор регламентирует минимальную высоту текста (для нашей страны это 0,8 мм), а минимальную толщину линии регламентирует типография.

Что бы хоть как-то повысить читабельность текстов в таких условиях изготовитель применяет к текстам не треппинг, а отбивку (spacing). И хотя приём отбивки основан на методе треппинга overprint , следует этот приём вынести за скобки. Суть отбивки в двойном треппинге плашечной краской. Это может быть как Spot, так и компонента из стандартной триады CMYK. Опыт и логика подсказывают, что желательно границу сделать контрастной и кроющей, а для этого не подойдут «слепые» краски подобно жёлтой (Yellow).

Рис. 4. Отбивка текста и белила
Рис. 4. Отбивка значка меньше требований, поэтому белила выходят за границу

Если текст вывороткой и с треппингом, плюс под выворотку подложены выборочные белила, то треппинг белил делаем в границах треппинга текста. Если сделать меньше, то нарушаем требования типографии по размеру треппинга и рискуем получить пробой. Если сделать площадь белил больше треппингового контура текста, то большого криминала в этом нет и это тоже допустимо.

Рассмотрим вариант предыдущего условия, но для текста сделан не треппинг, а отбивка. Напомню, отбивка имеет двойной размер треппинга. В этом случае граница белил может быть, как в границах отбивки (т.е. в размере двойного треппинга), так и в границах треппинга (посредине отбивки), и такой вариант даже более приемлем и эстетичен.

Сводная таблица треппинга 

Таблица 1. Методы треппинга.
Метод треппинга Суть метода Цвет объекта Цвет фона
knockout вырезать под белый любой, кроме глубокого чёрного
overprint наложение чёрный любой
spread расширение
Stroke to Outside
светлый тёмный
choke сужение
Stroke to Inside
тёмный светлый
spacing double trapping тёмный светлый




Используемые полиграфические термины
/ палитра CMYK / требования типографии / плашка / Pantone® / выкраска / Spot / GRACoL-машина /

Ключевые слова

треппингtrappingchokespreadknockoutoverprintspacingполиграфия упаковкитреппинговый контур
Статья опубликована: "2" апреля 2021 г.
Количество просмотров: 78
 

Обсудить эту статью можно в [Яndex-Дзен]
 
Гость.
 
Реклама на Xpert.Press

Реклама на Xpert.Press

Смотреть прайс

Подробнее…