МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

Первый музей Apple в Москве, создан в 2012 году. Перейти на сайт музея.

Перейти…
Top.Mail.Ru

Экспертиза тиражей

Полиграфические услуги.

Содержание

Экспертиза на 30 млн
Работа с цветом
Экспертиза нотгельдов

Друзья, Коллеги!
Некоторое время назад ко мне обратились представители компании Eventual со следующей просьбой. Дмитрий! Нам нужна экспертиза тиражей, которые мы не принимаем (качество не соответствует бренду и прежнему качеству в этой же типографии) и которые типография считает хорошими и приемлемыми. Я оперативно отреагировал, встретился с руководством компании и изучил ситуацию на месте. Компания Eventual занимается подготовкой к печати и дальнейшим размещением каталогов крупных автомобильных брендов. При этом, на протяжении нескольких лет она сотрудничала с одной и той же типографией и не испытывали проблем. Однако последнее время проблемы появились. Основная претензия Заказчика к типографии заключалась в вопросах к качеству продукции. Собственно, представители бренда отказались принимать каталоги. Исполнитель категорически отказывался признать продукцию браком и требовал полной оплаты за перепечатку тиража.

Дмитрий! Нам нужна экспертиза тиражей, которые мы не принимаем (качество не соответствует бренду и прежнему качеству в этой же типографии) и которые типография считает хорошими и приемлемыми.

Я оперативно отреагировал, встретился с руководством компании и изучил ситуацию на месте.

Компания Eventual занимается подготовкой к печати и дальнейшим размещением каталогов крупных автомобильных брендов. При этом, на протяжении нескольких лет она сотрудничала с одной и той же типографией и не испытывали проблем. Однако последнее время проблемы появились. Основная претензия Заказчика к типографии заключалась в вопросах к качеству продукции. Собственно, представители бренда отказались принимать каталоги. Исполнитель категорически отказывался признать продукцию браком и требовал полной оплаты за перепечатку тиража.

Юридический аспект экспертизы тиража 

Экспертизу тиражей я начал с их визуального осмотра. Представители компании показали мне основные, так сказать, болевые места. Кое что обнаружить позволил внимательный осмотр. Претензий по цвету не было, поэтому замер плотностей и сравнение с цветопробой не понадобились.

Как я неоднократно повторяю, если у Вас возникли "тёрки" с исполнителем по вопросам качества, то понятие "брак полиграфической продукции" следует рассматривать в юридической плоскости. Поэтому задача экспертизы тиражей сводится к поиску взаимосвязей "раздражающих" факторов с правовой базой. В качестве правовой базы для экспертизы тиражей призваны выступать ГОСТы, Договора на оказание полиграфических услуг, приложения к договорам, отсылки к иным документам, регламентирующим полиграфическую практику. К сожалению с гибелью страны под названием СССР умерла и правовая база – ГОСТ. С момента кончины СССР правовая основа полиграфической деятельности практически не развивалась, поэтому формально действующие ГОСТ Советских времён потеряли актуальность. Что касается стандартов ISO, используемых многими ПК, то они не являются обязательными в правовом смысле этого слова, а потому на них нужна обязательная ссылка в "Договоре на оказание полиграфических услуг".

Я внимательно изучил "Договор на оказание полиграфических услуг" с типографией. К моему удивлению он оказался очень "скромным". В договоре лишь поверхностно были прописаны основные критерии признания полиграфической продукции браком. Однако, даже опираясь на этот документ, полиграфическая продукция не соответствовала критериям качества. Обложка (КБС) легко отрывалась от блока, а также имела иные дефекты склейки. Возможно это было вызвано тем, что на обороте обложки не было выборки под приклейку и клей был нанесён прямо на типографскую краску. Либо консистенция (качество) клея или условия его использования не соответствовали нормам.

На каталогах было крайне высокое количество марашек и просто бумажной пыли. Формально, наличие пыли на страницах печатных изданий не считается браком, ведь её можно легко смахнуть. Однако представьте, что клиенту премиального автобренда презентуют каталог, страницы которого покрыты "плотным" слоем бумажной пыли. Мягко говоря, это не презентабельно. Возможно, пыль попадала на листы из окружающей среды, т.к. данная бумага была неплохого качества (разумеется Заказчик оплачивал высококачественную мелованную бумагу). Как такового выщипывания обнаружить не удалось. Поэтому версий всё же 2-е:

  1. бумага сильно пылила из-за её более низкого качества, несоответствующего критериям;
  2. пыль летела с соседней машины.

Кроме того, к бумаге была ещё одна претензия – коробление. Каталог имел заметно выпуклую форму (в виде чаши). Коробление, вероятно, является следствием некачественной поставки, либо нарушением процедуры акклиматизации.

И, самое броское, "зазубрины" на обложке – следы некачественного обреза. Вообще, зазубрины могут возникать вследствие "ведения" стопы (говорят, что стопу повело). Это происходит либо из-за чрезмерной высоты стопы, либо из-за недостаточной просушки бумаги перед резкой.

Рис. 1. Зазубрины.
Рис. 1. Зазубрины.
Рис. 1. Зазубрины на обложке, вследствие некачественного обреза.
Рис. 2. Отрыв обложки.
Рис. 2. Отрыв обложки.
Рис. 2. Отрыв обложки от блока, консистенция клея напоминает герметик.
Рис. 3а. Многочисленные марашки.
Рис. 3а. Многочисленные марашки.
Рис. 3а. Многочисленные марашки.
Рис. 3б. Многочисленные марашки.
Рис. 3б. Многочисленные марашки.
Рис. 3б. Многочисленные марашки.
Рис. 4. Коробление.
Рис. 4. Коробление.
Рис. 4. Коробление каталога возникло из-за коробления обложки.
Рис. 5. Чёрный.
Рис. 5. Чёрный.
Рис. 5. Глубокий чёрный (вверху), чёрный в одну краску (внизу).

Договор на оказание полиграфических услуг – обоюдоострое оружие 

Что характерно, столь "слабый" "Договор на оказание полиграфических услуг" также играл и против типографии, т.к. она никак не была защищена от материалов Заказчика. Иными словами, типография не имела технических требований и, соответственно, в "Договоре на оказание полиграфических услуг" не было ссылки на них. Схема приёмки файлов заключалась в приёме, проверке и доработке файлов Заказчика. При такой схеме, в случае печатного брака, автоматически виноват Исполнитель (типография), т.к. приняв файлы он берёт на себя ответственность. Более разумная схема заключается в исполнении Заказчиком требований типографии, а ответственность за их невыполнение возлагается на него.

Одной из особенностей такой схемы приёма материалов стало то, что чёрные плашки печатались в одну чёрную краску. Мы неоднократно писали о проблемности такого подхода. В каталоге действительно много чёрных плашек, но многие из них напечатаны вполне сносно. Вероятно, пришлось существенно увеличить плотность чёрной, поэтому изображения (как мне кажется) выглядят тёмными. Впрочем, глубокий чёрный нравится мне больше, чем серо-чёрный.

Итог экспертизы тиражей 

Итогами экспертизы тиража стали переговоры с Исполнителем на юридическом языке. Иными словами, разговор строится следующим образом.
Заказчик Исполнителю:
 – Вы передали нам тираж печатной продукции с браком.
Исполнитель:
 – Всё в пределах допуска.
Заказчик:
 – Согласно пп. "Договора на оказание полиграфических услуг" данное отклонение превышает норму и считается полиграфическим браком.
Исполнитель:
 – Да, пожалуй вы правы, Ваши предложения.
Далее обсуждаются условия решения конфликтной ситуации.

К сожалению, Исполнитель оказался "невменяемым" и не пошёл на контакт с Заказчиком. В результате Заказчик прервал отношения с Исполнителем и принял все издержки на себя.

Поиск типографии 

В процессе поиска нового Исполнителя, был обнаружен "привлекательный" вариант со существенно низкими ценами. Пристальное изучение данного Исполнителя выявило следующие любопытные моменты:

  • исполнитель не имел необходимого, для выполнения заказа, оборудования;
  • производственная площадка находилась в дальнем Подмосковье и доступ туда был затруднён, практически нам отказали в проведении инспекции (или экскурсии, как мы это называли);
  • низкие цены Исполнитель объяснил большим запасом бумаги, купленной ещё до падения рубля.

Для меня было совершенно очевидно, что Исполнитель "мутный", однако, Заказчика крайне привлекала стоимость работ. Что касается складских запасов, то любой кто хотя бы немного представляет полиграфическое производство, понимает, что типографии, если у них есть такая возможность, не делают больших запасов бумаги*, поскольку это существенно повышает издержки производства (замораживаются оборотные средства, а это банковский %; необходимо иметь большие складские площади, а также необходимо обеспечить условия хранения).


[*] Примечание: Мой коллега из г. Салават рассказывал, что их типография вынуждена делать запас бумаги на период сезонного ограничения для проезда грузовиков по опасным участкам дорог и это является существенной проблемой, т.к. оплату требуют вперёд. Кроме того, возникают сложности со складированием.

Итог 

В результате был выбран проверенный Исполнитель, который по итогам всё сделал хорошо.

Ключевые слова

экспертиза тиражейдоговор на оказание полиграфических услугГОСТ, ИСО
Используемые полиграфические термины
/ нормативная база полиграфии / КБС / краски масляные / марашки / выщипывание / коробление / акклиматизация / технические требования / плашка / оптическая плотность / глубокий чёрный /
 
Статья опубликована: "08" июня 2016 г.
Количество просмотров: 301
Экспертиза на 30 млн
Работа с цветом
Экспертиза нотгельдов

Обсудить эту статью можно в [Яndex-Дзен]
Гость.
 
Реклама на Xpert.Press

Реклама на Xpert.Press

Смотреть прайс

Подробнее…