Ищите клиентов?

Ищите клиентов?

Расскажите им о себе!

Подробности…
МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

Первый музей Apple в Москве, создан в 2012 году. Перейти на сайт музея.

Перейти…
Top.Mail.Ru

Офсет или меловка?

Офсет или меловка?

Содержание

I. Газетка
Полиграфические бумаги
Дизайнерские бумаги
Предисловие к первому изданию

С начала острой фазы кризиса прошло уже более полугода и шок постепенно рассасывается. Однако проблема нехватки средств для печати полиграфических изданий не перестала быть актуальной.

Предисловие ко второму изданию

Друзья, эта статья изначально называлась "На чём печатать в кризис?", однако, в свете трендов последнего времени я решил её дополнить и изменить название. Теперь статья называется "Офсет или меловка?". А в чём же вновь открывшаяся актуальность данной статьи? Ответ следует искать в современных технологиях, а именно, в печати высокореактивными уф-красками. Поскольку это издание периодическое, значит, вопросы цветопередачи для нас не критичны, а вот повышение красочности (яркости и насыщенности цвета) и глянцевости красок приветствуется. Поэтому, не буду менять содержание статьи, оно остаётся полезным тем кто хочет рискнуть, а как только появятся результаты печати на офсете высокореактивными красками, то мы обязательно их опубликуем.





Краткое изложение сути проблемы 

Высококачественные мелованные бумаги (или меловка) производятся исключительно в Европе, а потому их стоимость напрямую коррелируется с курсом €. Перейти на мелованные бумаги Российского или Китайского производства не получается, т.к. высококлассных бумаг Российская и Китайская промышленность не производит, а то что есть отличается высокой пыльностью и отслоением мелованного слоя при печати. Это приводит к выщипыванию, марашкам и т.п. А стоимость мелованной бумаги (меловки) в конечной стоимости тиража может составлять 70–80% и более, в зависимости от его размера.

Исследование журнала.
Исследуем глянцевый журнал вдоль и поперёк.

В общем ситуация тупиковая. Издатели пытаются выходить из неё по старинке:

  1. снижают объёмы изданий;
  2. сокращают тиражи;
  3. сворачивают низкорентабельные проекты;
  4. замораживают новые проекты.
В свою очередь, снижаются поступления от рекламодателей (т.к. стоимость публикации рекламы зависит от тиража издания), издатели сокращают расходы на редакцию, падает качество контента, читатель уходит. И провоцируется новая волна сокращений. Возникает эффект "скручивающейся спирали".

Долгое время вопрос "на чём печатать в кризис?" оставался для меня риторическим. Однако теперь у меня есть, заслуживающий внимания, ответ на этот вопрос. Ответ дал человек далёкий от полиграфии, а потому не знающий и не уважающий наши строгие правила. Например, такое: "глянцевый журнал должен печататься на глянцевой высококлассной бумаге". Когда я услышал о решении или, точнее сказать, о переписывании этого правила, можно сказать, полиграфической Аксиомы этим человеком, то я сначала плакал, потом смеялся. Однако когда результат попал мне в руки и я смог его внимательно изучить в "тестовой лаборатории" XpertPress, то я испытал эмоции удивления. Не скрою, не смотря на мой богатый полиграфический опыт, я не ожидал такого результата. Иными словами, результат оказался значительно выше ожиданий и более того, достоин чтобы о нём рассказать.

Какого цвета у него целлюлоза?
Какого цвета у него целлюлоза?

Впрочем, наверное, я вас утомил столь долгим вступлением. Поэтому перейдём к делу. На "разделочном столе" тестовой лаборатории лежит глянцевый журнал о мире моды, со множеством больших и мелких фотографий, профессиональных постановочных и снятых на мобильный телефон, рисунков, набросков, дизайнерских "штучек" и т.д., отпечатанный на обычной, ВНИМАНИЕ, офсетной бумаге. Ну может не совсем обычной, а высокой плотности, но на офсетной бумаге. И он получился, ДРУГИМ. Да, он не такой как все, но у него есть свой неповторимый шарм. Одним словом, держа его в руках и листая, не возникает желания выбросить его в урну, как часто бывает в глянцевом мире. Может это и не "нетленка" (хотя кто знает?), но вещь, на первый взгляд, приятная. Забегая вперёд, скажу, что и при скрупулёзном втором взгляде, приятное первое впечатление не улетучилось.

Полагаю, что моего читателя интересуют подробности, а потому возьмём в руки скальпель и посмотрим какого цвета у него целлюлоза.





Результаты анализа глянцевого журнала отпечатанного на офсете 

Меловка, Офсет, Файл
Мелованная матовая; офсетная бумага; цифровой файл

Отмечу, что провести качественный анализ издания помогло наличие абсолютно схожих и идентичных изображений, отпечатанных на меловке (обложка) и на офсете (блок). Поскольку печать происходила в одной типографии и на одной печатной машине, то фактор качества печати можно исключить, а потому сравнивая глянцевое и офсетное изображения можно ориентироваться исключительно на свойства бумаг.

Исследования проводились: при нормированном, дневном и искусственном освещении. Основным исследовательским инструментом была полиграфическая 10-кратная лупа, а анализатором – человеческий глаз опытного цветокорректора. Результаты исследований зафиксировали фотокамера и сканер. Для устранения субъективизма проводились независимые опросы, как среди полиграфистов различных специальностей, так и людей далёких от полиграфии.

Визуально-тактильный осмотр 

Держать в руках и листать "глянцевый журнал", отпечатанный на офсетной бумаге приятно. Плотная бумага легко листается как постранично, так и перебором; картинки с оборотной стороны листа не просвечиваются. Листая этот журнал, вы никогда не узнаете насколько грязные у вас руки. Отпечатков пальцев на офсетной бумаге не остаётся. Неровности поверхности офсетной бумаги создают ощущение текстуры. Если не знать, что это простой офсет, то кажется, что держишь в руках издание, отпечатанное на дорогой дизайнерской бумаге. Причём понимаешь, что издатель не поскупился "подарить читателю праздник".
Текстура офсетной бумаги особенно проявляется на больших площадях залитых однородным цветом (плашках). Этот эффект визуально напоминает фильтр "шум" в Photoshop.
Ещё один интересный эффект – возникновение ощущения, что фотографии обработаны фильтром "акварель". Большинство опрошенных XpertPress подтвердили наличие этого эффекта и даже сравнили журнал с альбомом рисунков.

Меловка, Офсет
Даже на матовой меловке есть блики, мешающие восприятию

Офсетная бумага не даёт бликов, они на порядок ниже даже в сравнении с матовой меловкой.

При некоторых видах освещения (особенно это касается яркого солнечного и нормированного освещения) офсетная бумага выглядит более серой относительно меловки. Однако при свете лампы и в вечернее время суток на свежем воздухе, разница практически не различима.

К особенностям офсетной бумаги можно отнести следующие эффекты. Контраст изображений существенно ниже, чем на дорогой меловке. Это сразу бросается в глаза при сравнении обложки и аналогичной полосой блока. Кроме того, яркие цвета выглядят более тускло на офсете чем на меловке. Впрочем, эти эффекты были ожидаемы, поэтому, справедливости ради, следует отметить, что данные эффекты не находятся за "гранью добра и зла". Иными словами, путём обработки изображений можно восстановить контраст и существенно улучшить цветность. Но в виду особенностей цветовосприятия человеком, последний момент не сильно принципиален.

Внимательное изучение глянцево-офсетного журнала вооружённым глазом 
Внимательно изучаем
Внимательное изучение глянцево-офсетного журнала вооружённым глазом

На чёрных плашках мне бросился в глаза дефект, напоминающий выщипывание. Как известно, выщипывание происходит вследствие отслоения мелованного слоя. Особенно интенсивно этот процесс происходит на не дорогих мелованных бумагах, т.к. мелованный слой там тонкий и недостаточно прочный. Внимательно рассмотрев под увеличением поверхностный слой офсетной бумаги, я обнаружил, что здесь неравномерность окраса вызвана не отслоением мелованного слоя (его здесь попросту нет), а неровностями (текстурой) поверхности. Под острым углом к запечатанной поверхности удалось разглядеть эффект, напоминающей плато с застывшей лавой. Иными словами, поверхность офсета вся испещрена "канавками" и "ямками".
Именно эта особенность и придаёт текстуру офсетной бумаге.

Текстура офсета
Текстура офсета в реальности смотрится интересней

Проведённые эксперименты с несколькими другими глянцевыми журналами, отпечатанными в различных типографиях и тестируемым глянцево-офсетным – показали, что клей держит блок лучше в испытуемом образце. Для глянцевых журналов скрепляемых КБС раскол блока или выпадение листов часто становится серьёзной проблемой. На офсете всё склеено так прочно, что требуется приложить серьёзные усилия, чтобы разодрать журнал.

Выводы и интуиции: 

В обрамлении "глянцевого журнала" офсет заиграл как бриллиант. Большинство опрошенных XpertPress полиграфистов не допускали, что это простая офсетная бумага, утверждая, что это дорогая текстурная дизайнерская бумага.
Журнал не только не потерял в гламурности, но напротив, приобрёл дополнительный шарм. Его непохожесть делает его уникальным.
Отсутствие бликов и высокая плотность бумаги существенно улучшило восприятие изображений и также добавило журналу "богатости".
Текстура офсета даёт ощущение применения дизайнерской бумаги. При небольших усилиях цветокорректора это ощущение можно ещё усилить.
Специальная обработка изображений придаст им качество, не значительно уступающее мелованным бумагам. Иными словами, обработанное изображение на офсете будет выглядеть не хуже, чем не обработанное на дорогой меловке.

Итак, подытоживая всё вышесказанное, XpertPress постановил: эксперимент по печати глянцевого журнала на офсете считать удачным и рекомендовать распространить данный опыт на просторах всего прогрессивного человечества. Иными словами, на вопрос "На чём печатать в кризис?" дан достойный ответ.
А на более современный вызов: "Офсет или меловка?" , ответ ещё предстоит дать.

На наш взгляд подобное решение было бы уместно также при печати: мебельных, одёжных и иных каталогов; книжных обзоров; архитектуры и интерьеров; рисунка и репродукций мастеров живописи и мн. др. Обязательное условие – это должно быть объёмное издание не менее 80 полос, скрепляемое КБС или КШС.

Что категорически не надо печатать на офсетной бумаге. Это все те издания, где важна яркая цветопередача. Женская косметика, некоторые виды отделочных материалов и красок, женское бельё и детская одежда, флора и фауна и т.п.

Другие изображения 
рис.1.
1. Природа
рис.2.
2. Природа крупным планом
рис.3.
3. Обложка и блок
рис.1. рис.2. рис.3.
рис.4.
4. Обложка и блок: вид файла
рис.5.
5. Фотосессия
рис.6.
6. Фотосессия
рис.4. рис.5. рис.6.

P.S.

Расчёт стоимости печати на офсетной и мелованной бумагах 

Для наглядности приведу нехитрые расчёты, выполненные для журнала А4 формата, объёмом 144 полосы, при тираже 5 тыс. экз. (достаточно типичный тираж). Будем производить печать на листовой печатной машине А1 формата, например SM-102, на листовой бумаге форматом 70×100 см. На таком печатном листе (далее ПЛ) разместится спуск в 16 полос, соответственно потребуется 18 приладок (9 листов, лицо + оборот). На приладку заложим 250 листов, что типично. Итого, затраты на приладку: 250×18=4500 (ПЛ).

Расчёт веса бумаги (или массы бумаги) 

С физической точки зрения вес и масса разные характеристики (например, на Луне вес объекта существенно ниже , чем на Земле, при этом масса его остаётся неизменной), но применительно к реальной жизни можно этим принебречь.
Возьмём офсетную бумагу плотностью 100 г/м². Тогда масса одного печатного листа = Площадь одного печатного листа [1 м × 0,7 м = 0,7 м²] умноженная на плотность одного ПЛ [100 г/м² ], 0,7×100=70 (г) – масса одного ПЛ.

Данная формула универсальна для расчёта массы бумаги. Обязательное условие – перевести линейные размеры (длину и ширину в м). Например, лист А4 обычной офисной бумаги имеет массу: площадь листа составит 0,21×0,297=0,06237 (м²), при плотности 80 г/м² получаем массу листа бумаги 0,06237×80=4,9896 (г) или 5 г.

Подсчитаем массу одного журнала: имеем 9 ПЛ умножаем на массу одного ПЛ 9×70 = 630 (г). Итого на тираж 5 тыс. экз. тратим: 4500×0,07 + 5000×0,63 = 315 + 3150 = 3465 (кг) офсетной бумаги. Т.е., примерно 3,5 (т), даже чуть больше, т.к. нужно закладывать ещё по 1–2% на брак для каждой технологической операции (печать, фальцовка, брошюровка, обрезка, может ещё какая доп. обработка). Стоимость офсетной бумаги согласно Яндекс варьируется от 43 до 53 тыс. руб. за тонну, возьмём среднее – 48 т.р. за тонну. Итого, стоимость офсетной бумаги при печати издания 144 полосы тиражом 5 тыс. экз. составит 3465 × 48 = 166320 (руб.).

Во сколько обойдётся мелованная бумага при тех же параметрах тиража? Уменьшим плотность мелованной бумаги до 80 г/м², т.к. для глянцевых журналов типична такая плотность. Мелованной бумаги на тираж потребуется 3465×0,8= 2772 (кг). Стоимость качественной мелованной бумаги, а другую брать нельзя, составляет 84,5 тыс. руб. за тонну. Итого получаем 234234 (руб). Разница в стоимости составляет более 40 % или 68 т.р. в натуральном выражении. На больших тиражах отрыв ещё существенней.

Используемые полиграфические термины

/ выщипывание / марашки / нормированное освещение / дизайнерская бумага / плашка / спуск полос / приладка /
I. Газетка
Полиграфические бумаги
Дизайнерские бумаги

Ключевые слова

офсетмеловкабумагаглянцевыйжурналкризис
Статья опубликована: "10" июня 2015 г.
Количество просмотров: 685

 

Обсудить эту статью можно в [Яndex-Дзен]
Гость.
 
Реклама на Xpert.Press

Реклама на Xpert.Press

Смотреть прайс

Подробнее…