Реклама на Xpert.Press

Реклама на Xpert.Press

Смотреть прайс

Подробнее…
МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

Первый музей Apple в Москве, создан в 2012 году. Перейти на сайт музея.

Перейти…

Растрирование

Офсетная печать – технология.

Перейти к оглавлению

Ok

Содержание

Часть 1. Растрирование
Часть 2. CMYK
Часть 3. Ротация

Процессы, описанные в этой статье, являются базовыми для понимания основ офсетной полиграфии. Тот, кто сможет понять основы растрирования, сможет разобраться с любой, самой трудной полиграфической задачей.

Часто приходится встречать такой вопрос: "Три слова в полиграфии". Мой ответ такой: растрирование; CMYK; ротация. Вот об одном таком слове и пойдёт речь в данной статье.
Казалось бы, про растрирование написано много, зачем ещё одна статья? Действительно мне пришлось перелопатить немало материала, прежде чем достигнуть существующего уровня понимания вопроса. Буду откровенен, последнюю точку в вопросе растрирования мне помогла поставить работа над полиграфическим словарём. Я разбирался с терминологией вокруг растрирования и обратился к первоисточнику, а именно, к англоязычной википедии. И с помощью неё, разобравшись с терминологией, мне стало понятно насколько в нашей литературе всё запутано.

Рис. 1. Старая литография.
Рис. 1. Старая литография, сделанная по технологии штрихового рисунка.

Поэтому, прежде чем приступить к чтению этой статьи, давайте определимся с используемой терминологией. Объект растровой графики или растровое изображение (raster graphics image) – обычный цифровой файл изображения в любом графическом формате будем называть тоновым изображением. Обращаю Ваше внимание на термин тоновое изображение, а не полутоновое. Термин полутоновое (halftone) в нашей литературе истолкован неверно, а потому его применение нецелесообразно. Другие термины будем объяснять по мере ввода их в оборот.

Действительно растрирование стало грандиозной вехой в полиграфии и дало лёгкий способ переноса на печать тоновых изображений. Как же до появления растра печатались изображения? Методом штрихового рисунка. На рис. 1 изображена старая литография, сделанная мастером по технологии штрихового рисунка. В принципе технология штрихового рисунка позволяла получать достаточно сложные тоновые изображения, однако, была трудозатратна и требовала большого мастерства. Даже с помощью современных программных средств нет технологий получения штрихового рисунка из тонового изображения. А с появлением фотографии количество тоновых изображений начало стремительно возрастать. Вот тут и возникла реальная потребность в появлении растра.





В этой статье будет рассмотрен один из видов полиграфических растров – регулярный растр. Для упрощения понимания вопроса рассмотрим процесс растрирования черно-белого тонового изображения. Под растрированием (halftoning или screenning) будем понимать процесс преобразования тонового изображения в изображение, содержащее полиграфический растр (halftone screen), назовём его растрированным изображением, тем более другого термина нет.

Постановка задачи 

Какую задачу предстояло решить изобретателю растра? Исходный материал – тоновое ч/б изображение. Конечная цель – bitmap изображение.

Рис. 2.
Рис. 2. 30% заполнение цветовой матрицы.

На этом этапе следует ввести понятие bitmap. В современном понимании bitmap это цветовая палитра на информацию о цвете в которой выделен всего один bit информации. Поэтому цвет в bitmap изображении может быть только чёрным или белым, а если более точно, может быть, а может не быть (to be, or not to be). И именно bitmap технология лежит в основе современных печатных форм. Иными словами, на печатную форму нанесено bitmap изображение. Поэтому задачу можно сформулировать следующим образом: как тоновое ч/б изображение, содержащее 256 оттенков серого*¹, отобразить в палитре bitmap. Такая формулировка задачи приобретает достаточно простой математический смысл. Если имеются точки тонового изображения со значениями в диапазоне от 0 до 255, то для отображения их в цветовой модели bitmap потребуется матрица разрядностью 16×16 пикселей. Под пикселем будем понимать наименьшую (элементарную) точку, которую можно воспроизвести на печатном оттиске. А физический размер этой точки будет тесно связан с понятием разрешения фотовыводного устройства. Но об этом позже. Таким образом, цветовая точка тонового изображения будет "зажигать" в матрице соответствующее количество пикселей (см. рис. 2). Например, всем известная шахматная доска представляет собой матрицу разрядностью 8×8, передающую тоновую точку с 50% (32 из диапазона 0–63) интенсивностью цвета*².

*¹ 256 оттенков одного цвета считается максимальным количеством, которые способен различить человеческий глаз. Это значение можно существенно урезать без серьёзных потерь качества в цветопередаче, например до 64. Устройства, воспроизводящие цвет по 3-х канальным моделям, способны, таким образом, воспроизводить 256³ = 16 млн. цветов.
*² Значения тона 0–255 в полиграфии эквиваленты процентам 0–100. Проценты удобней, т.к. более абсолютно отражают интенсивность (тон) цветовой точки. А для числовых значений необходимо знать разрядность матрицы, которая может быть различной, например, 8×8 и др. (кратно 2).

Рис. 3. Реальная форма пятна.
Рис. 3. Реальная форма растрового пятна.

Цветовая матрица в полиграфии называется (halftone cell) или растровая ячейка, а заполнение её пикселями происходит не хаотично, а по строгим правилам. Вообще правила всего два: в случае нормального распределения пикселей по растровой ячейке получаем стохастический растр или стохастику; в случае концентрации пикселей в одном месте получаем регулярный растр. Площадь (поле) концентрации пикселей в растровой ячейке называется (halftone dot) – растровое пятно (см. рис. 3). Почему растровое пятно, а не растровая точка? Потому что термин растровая точка занят. О ней (растровой точке) будет сказано ниже. Для предотвращения муара в полиграфии растровую ячейку поворачивают на некоторый угол – угол поворота растра. Такая растровая ячейка или их совокупность (для палитры CMYK) называется (halftone screen) – растровой точкой. В полноцветной полиграфии растровая точка образует характерный рисунок, поэтому её иногда называют растровой розеткой. Форма растрового пятна может быть различной, например, квадрат, круг или эллипс. Оптимальной считается эллиптическая форма растрового пятна (в литературе растровая точка).

Понятие линиатуры 

Сколько необходимо иметь растровых точек на единицу поверхности для получения качественного печатного оттиска?
Экспериментальным путём установлено, что на высококачественных бумагах не возможно устойчиво отпечатать более 175–200 растровых точек на 1 дюйм длины. Это и есть понятие линиатуры. Иными словами, линиатура это частота (количество) растровых точек на дюйм поверхности. Во всех направлениях линиатура одинакова. Измеряется линиатура в lpi (line per inch), что переводят как количество линий на дюйм. Но под линиями следует понимать именно растровые точки. Не сложно вычислить физический размер растровой точки при линиатуре 200 lpi. Имеем 200 точек/дюйм, применим операцию (1/х) и получим размер одной растровой точки 1/200 = 0,005 (дюйма). Учитывая, что в одном дюйме 25,2 мм получаем размер растровой точки 0,126 (мм).





Связь линиатуры и разрешения 

Теперь мы вплотную подошли к понятию разрешения. Разрешение связывает, до сих пор абстрактное, понятие пикселя с занимаемой им площадью на реальном физическом носителе. В нашем случае носителем является печатная форма. В предыдущем параграфе мы выяснили размер растровой точки, необходимый для высококачественной печати. Также нам известно, что растровая точка состоит из растровой ячейки разрядностью 16×16 пикселей. Делим имеющиеся показатели на 16 и получаем физический размер одного пикселя ≅ 0,0003 (дюйма) или ≅ 0,0079 (мм). Сколько же таких пикселей размещается на одном дюйме печатной формы, снова применим операцию (1/х) и получим необходимое разрешение фотовыводящего устройства – 3200 ppi (pixel per inch). Что и требовалось доказать.

Зависимость линиатуры от печатной машины и типа бумаги приведена в таблице.

Таблица 1. Ограничения по total ink (TIL) и типичная линиатура печати для различных классов полиграфических бумаг
Вид печати Бумага total ink Fogra % WB Fogra Линиатура, lpi
Листовая мелованная глянцевая плотностью свыше 130 г/м² 330 39 175
немелованная 300 39, 47 133
мелованная матовая 150
мелованная глянцевая
до 130 г/м² (включительно)
175
Рулонная мелованная матовая,
мелованная глянцевая
41, 45 150
SC суперкаландр 270 40 133
газетная 260
Heatset*¹
42 120
200–240 max
Coldset
*¹ – Газетная печать Coldset означает без сушки, Heatset – с сушкой. Журнальные машины печатают только с сушкой.
Ознакомиться с прайсом

Ознакомиться с прайсом

Наши цены смешат!

Читать далее…

Важные интуиции, вытекающие из выше изложенного 

Если Вы читаете русскоязычную литературу и встречаете термин "полутоновый", то это, скорее всего, означает тоновое изображение. Если вы читаете переводную литературу, то термин "полутоновый", вероятней всего, означает растрированное изображение.

Рис. 4. Bitmap с разным разрешением.
Рис. 4. Bitmap с разным разрешением.

Если тоновое изображение является штриховым рисунком или bitmap изображением, то при растрировании оно не меняется. Фактически при растрировании bitmap изображения его разрешение будет преобразовано к разрешению фотовывода. Следовательно, для получения максимального качества bitmap изображения необходимо делать его с разрешением близким к разрешению фотовывода. На практике достаточно разрешения bitmap изображения в 1200 ppi, т.к. дальнейшее увеличение разрешения не заметно глазу. На рис. 4 приведены фрагменты bitmap изображений сделанные при различных разрешениях.

Аналогичного качества можно достигнуть и при использовании векторных изображений (но только при условии их окрашивания в плашечный цвет), т.к. векторы масштабируются без потери качества.

Рис. 5. Эффект "пилы".
Рис. 5. Эффект "пилы".

Что произойдёт, если мы окрасим векторное изображение не в плашечный цвет, а, например, в 60% Black? В этом случае от разрешения фотовывода в 3200 ppi мы перейдём к линиатуре 200 lpi. Иными словами, разрешение выводящегося изображения уменьшится в 16 раз (рис. 5). При этом возникает эффект "пилы". Поэтому не рекомендую задавать шрифтам не плашечные цвета при линиатуре печати ниже 175 lpi. При линиатуре 150 lpi и ниже сильно заметной становится "пила".





Полиграфический дуализм 

Рис. 6. Эффект шарпенса.
Рис. 6. Влияние шарпенса на полиграфический дуализм.

Какое разрешение необходимо задавать изображению перед отправкой его на фотовывод? Из логики следует, что разрешение изображения должно соответствовать линиатуре печати. Почему тогда рекомендуют делать разрешение чуть выше, чем линиатура печати, примерно в 1,5–2 раза? В этом есть смысл, если чёрный выступает в качестве контура. Иными словами, если чёрный специально обработан. В результате обработки он должен приобрести свойства bitmap изображения. Как этого можно достичь? Путём шарпенса чёрного. В результате шарпенса контуры изображения уконтращиваются и появляются малые участки где чёрный достигает 100%-интенсивности. Это и придаёт ему свойства bitmap изображения. Этот эффект я назвал полиграфическим дуализмом. На рис. 6 приведены примеры исходного изображения и после правильного шарпенса.


Статья написана: "19" марта 2015 г.
Количество просмотров[*] за июнь: 922; всего: 7552.

Используемые полиграфические термины

/ штриховой рисунок / полиграфические растры / печатные формы / печатный оттиск / муар / угол поворота растра / плашечный цвет /
Часть 1. Растрирование
Часть 2. CMYK
Часть 3. Ротация

Последние комментарии посетителей в ветке
"Растрирование и фотовывод"



Ильяс отправлено: 25 декабря 2016 г. в 17:32
#6
Откуда: Киргизия; ; Бишкек.
Организация: .
Должность: .
Дата регистрации: 30 сентября 2015 г.
Большое спасибо! Вы так помогли.

xpert.Press отправлено: 25 декабря 2016 г. в 17:16
#5
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Подольск.
Организация: ООО Преконтрол.
Должность: Генеральный директор.
Дата регистрации: 24 июля 2014 г.
Например, вот так выглядит нужный вам товар на сайте alibaba.
А так у Российского поставщика.
xpert.Press – лучший полиграфический сайт!

Ильяс отправлено: 25 декабря 2016 г. в 17:10
#4
Откуда: Киргизия; ; Бишкек.
Организация: .
Должность: .
Дата регистрации: 30 сентября 2015 г.
Да вот я незнаю сайты.

Игорь Локуткин отправлено: 25 декабря 2016 г. в 15:29
#3
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Москва.
Организация: .
Должность: оператор CtP.
Дата регистрации: 12 марта 2014 г.
Да, Kodak CtP Plate – это то, что Вам нужно.

xpert.Press отправлено: 25 декабря 2016 г. в 15:18
#2
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Подольск.
Организация: ООО Преконтрол.
Должность: Генеральный директор.
Дата регистрации: 24 июля 2014 г.
Здравствуйте, Ильяс. При покупке пластин следует обратить внимание на следующие характеристики: размер; техпроцесс; качество. В некоторых случаях пластину можно разрезать самостоятельно, однако, лучше сразу покупать нужного размера. Под техпроцессом понимается химия, которой пластина будет обрабатываться. Что касается качества, то на пробу желательно купить небольшую партию. Ещё такой манёвр можно совершить. Провести переговоры с Российским поставщиком. Выяснить у него какие пластины оптимальны для Вашего предприятия, а купить уже там, где дешевле.
xpert.Press – лучший полиграфический сайт!

Ильяс отправлено: 25 декабря 2016 г. в 14:12
#1
Откуда: Киргизия; ; Бишкек.
Организация: .
Должность: .
Дата регистрации: 30 сентября 2015 г.
Доброго времени суток.
Не могли бы вы помочь советом. Я начинающий снабженец в своем городе и вот мне дали задание найти поставщика печатных пластин Кодак в Китае. Также дали информацию по размерам печатных пластин. С чего начать? Может подскажите?
По сайтам по искал и нашел китайский сайт, но там только на англ языке. Продают ctp plate не понятно - это что мне нужно или нет?
Очень нужен ваш совет, спасибо!

Admin отправлено: 15 декабря 2016 г. в 13:17
#1
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Подольск.
Организация: xpert.Press.
Должность: Администратор сайта.
Дата регистрации: 1 декабря 2016 г.
В этой ветке форума рассматривается сразу несколько тем, поскольку они тесно взаимосвязаны и их сложно разделить. Это:
  • растрирование;
  • линиатура;
  • фотовывод.
Поэтому диапазон обсуждаемых вопросов достаточно широк. От типов растров и особенности их применения, до корреляции размера линиатуры с типом печати и качеством запечатываемого материала. Разумеется, тут же к нам присоединяется фотовывод со своими проблемами (муар, сошлифовка, полошение и т.п.).
Рекомендуются к прочтению следующие статьи:
"Растрирование"
"Печатные формы / пластины"
"Полиграфические бумаги"
Формулируйте ваши вопросы кратко, но ёмко.
Администрация сайта желает вам удачи.
xpert.Press – лучший полиграфический сайт!

xpert.Press отправлено: 28 октября 2015 г. в 21:50
#4
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Подольск.
Организация: ООО Преконтрол.
Должность: Генеральный директор.
Дата регистрации: 24 июля 2014 г.
Не совсем так. Если рассмотреть процесс упрощённо, то суммарная площадь печатных элементов при любой линиатуре одинакова. Однако на практике следует учитывать ещё и растискивание (приращение тона). С учётом растискивания площадь печатных элементов на больших линиатурах будет больше. Иными словами, при линиатуре 175 lpi фактическая площадь печатных элементов будет выше, чем при линиатуре 150 lpi. Другой фактор который нельзя игнорировать – это качество бумаги. Чем ниже качество бумаги, тем сильней растискивание, а следовательно, фактическая разница площадей печатных элементов при высоких линиатурах будет ещё ощутимей. Именно по этой причине уменьшают линиатуру печати при снижении качества бумаги.
xpert.Press – лучший полиграфический сайт!

Боян отправлено: 28 октября 2015 г. в 14:38
#3
Откуда: Болгария; ; Варна.
Организация: .
Должность: .
Дата регистрации: 27 октября 2015 г.
То есть, чем линиатура растра больше тем краски переноситься меньше?

xpert.Press отправлено: 27 октября 2015 г. в 17:20
#2
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Подольск.
Организация: ООО Преконтрол.
Должность: Генеральный директор.
Дата регистрации: 24 июля 2014 г.
Размер растровой точки зависит от линиатуры. Например, при линиатуре 150 lpi (или 5,91 линий на мм) размер растровой точки равен 1/(150/25,4)≅0,169 (мм). Если Вас интересует размер растрового пятна при регулярном растре, то необходимо умножить полученный результат на величину тона в %. Например, для чёрной краски с величиной тона в 60%, размер растрового пятна будет равен 0,169×0,6≅0,1016 (мм). Данное утверждение справедливо для круглой формы растровой точки, при иных формах сопоставимы площади фигур.
xpert.Press – лучший полиграфический сайт!

Боян отправлено: 27 октября 2015 г. в 16:27
#1
Откуда: Болгария; ; Варна.
Организация: .
Должность: .
Дата регистрации: 27 октября 2015 г.
Здравствуйте. Как определить размер у растровых точек?

xpert.Press отправлено: 07 октября 2015 г. в 21:50
#2
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Подольск.
Организация: ООО Преконтрол.
Должность: Генеральный директор.
Дата регистрации: 24 июля 2014 г.
Это зависит от бумаги, печатной машины и линиатуры печати. Оптимальный диапазон 225–300 ppi для полноцветных и 600–1200 ppi для bitmap, подробности в словарной статье "разрешение для полирафии".
xpert.Press – лучший полиграфический сайт!

Ален отправлено: 07 октября 2015 г. в 21:23
#1
Откуда: Республика Беларусь; Минская область; Борисов.
Организация: .
Должность: допечатник.
Дата регистрации: 6 июля 2013 г.
Подскажите, какое требуется разрешение изображения при полиграфической печати?

xpert.Press отправлено: 30 сентября 2015 г. в 22:40
#2
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Подольск.
Организация: ООО Преконтрол.
Должность: Генеральный директор.
Дата регистрации: 24 июля 2014 г.
Сделать имитацию полиграфического растра можно в Photoshop. Возьмите картинку в палитре CMYK, активизируйте меню "Filter→Pixelate→Color Halftone". В диалоговом окне настраивается размер растрового пятна (величина связанная с линиатурой) и углы поворота растра.
xpert.Press – лучший полиграфический сайт!

Ильяс отправлено: 30 сентября 2015 г. в 21:48
#1
Откуда: Киргизия; ; Бишкек.
Организация: .
Должность: .
Дата регистрации: 30 сентября 2015 г.
Как сделать полиграфический растр?
Гость.
Реклама на Xpert.Press

Реклама на Xpert.Press

Смотреть прайс

Подробнее…