Реклама на Xpert.Press

Реклама на Xpert.Press

Смотреть прайс

Подробнее…
МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

Первый музей Apple в Москве, создан в 2012 году. Перейти на сайт музея.

Перейти…

Нормы полиграфии

Часть 2. Колориметрия. Нормы печати

Нормы печати.

Перейти к оглавлению

Ok

Содержание

Часть 1. Требования к качеству печати
Часть 2. Колориметрия. Нормы печати
Часть 3. Нормы и допуски постпечатных операций

Под термином нормы полиграфии будем понимать требования нормативных документов, предъявляемые к полиграфической продукции и закреплённые в отраслевых и международных стандартах. А также обобщим сложившуюся практику в офсетной полиграфии.

Предмет колориметрии в полиграфии 

Вместе с различными способами математического описания цвета, цветовые измерения составляют предмет колориметрии. В результате цветовые измерения определяются 3 числами, так называемыми цветовыми координатами, полностью определяющие цвет (при некоторых строго стандартизованных условиях его рассмотрения).

Основой математического описания цвета в колориметрии является экспериментально установленный факт, что любой цвет при соблюдении упомянутых условий можно представить в виде смеси (суммы) определённых количеств (3-х линейно независимых цветов), т. е. таких цветов, каждый из которых не может быть представлен в виде суммы каких-либо количеств 2-х других цветов.

Групп (систем) линейно независимых цветов существует бесконечно много, но в колориметрии используются лишь некоторые из них. Три выбранных линейно независимых цвета называют основными цветами; они определяют цветовую координатную систему. Тогда 3 числа, описывающие данный цвет, являются количествами основных цветов в смеси, цвет которой зрительно неотличим от данного цвета; это и есть цветовые координаты данного цвета.

Экспериментальные результаты, которые кладут в основу разработки колориметрической цветовой координатной системы, получают при усреднении данных наблюдений (в строго определённых условиях) большим числом наблюдателей. Поэтому они не отражают свойств цветового зрения какого-либо конкретного наблюдателя, а относятся к так называемому среднему стандартному колориметрическому наблюдателю.

Рис. 1. Цветовое пространство.
Рис. 1. Цветовое пространство.

Когда цветовые координаты какого-либо цвета откладывают по 3-м взаимно перпендикулярным координатным осям, этот цвет геометрически представляется точкой в трёхмерном, так называемом, цветовом пространстве (рис. 1) или же вектором, начало которого совпадает с началом координат, а конец - с упомянутой точкой цвета. Точечная и векторная геометрическая трактовки цвета равноценны и обе используются при описании цветов. Точки, представляющие все реальные цвета, заполняют некоторую область цветового пространства. Но математически все точки пространства равноправны, поэтому можно условно считать, что и точки вне области реальных цветов представляют некоторые цвета.

Такое расширение толкования цвета как математического объекта приводит к понятию так называемых нереальных цветов, которые невозможно как-либо реализовать практически. Тем не менее, с этими цветами можно производить математические операции так же, как и с реальными цветами, что оказывается чрезвычайно удобным в колориметрии. Соотношение между основными цветами в цветовой координатной системе выбирают так, что их количества, дающие в смеси некоторый исходный цвет (чаще всего белый), принимают равными 1.

Выход на цвет 

Для выхода на цвет в офсетной полиграфии активно используется колориметрия (измерение цветовых координат) и денситометрия (оптические плотности), а технологически это осуществляется двумя способами:

  • по денситометрическим нормам печати;
  • с применением цветопробы или различных образцов цвета.

Real Time Service

Real Time Service

e-ResizeR – это сервис автоматического образмеривания изображений во фреймах программы вёрстки Indesign. Узнать подробности можно перейдя по ссылке.

Подробности…

Денситометрические нормы печати 

Выход на денситометрические нормы печати происходит в процессе приладки в соответствии с ISO 12647-2 (табл. 1). При наличие контрактной цветопробы или образцов цвета, цветопередача печатного оттиска подтягивается к ним. Результатом приладки становится утверждение "в печать" подписного листа. Утверждение подписного листа производится Заказчиком или мастером печатного цеха. 

Таблица 1. Оптическая плотность отражения сплошных красочных слоев
Тип бумаги Плотность отражения 100%-полей типографских красок, D
Голубой (С) Пурпурный (М) Желтый (Y) Черный (К)
Бумага 1 1,55 ± 0,10 1,50 ± 0,10 1,45 ± 0,10 1,85 ± 0,12
Бумаги 2, 3, 4 1,45 ± 0,10 1,40 ± 0,10 1,25 ± 0,10 1,75 ± 0,12
Бумаги 5, 6 1,00 ± 0,10 0,95 ± 0,10 0,95 ± 0,10 1,25 ± 0,12

Здесь и далее типы полиграфических бумаг согласно классификации.

Для офсетной печати, согласно требованиям ISO 12647-2, значения координат в цветовом пространстве CIE L*a*b для 100%- плашечных зон, напечатанные триадными красками должны соответствовать значениям в Таблице 2. 

Таблица 2. Значения цветовых координат Medien Standard Druck 2008** 100%-плашечных зон
Тип бумаги
Цвет
1 2 3 4 5 6
L* / a* / b* L* / a* / b* L* / a* / b* L* / a* / b* L* / a* / b* L* / a* / b*
Black (K) 16/0/0 20/0/0 23,4/1,1/0,21 22,2/0,9/2,1 29/1/2 31/1/1
Cyan (C) 55/-36/-49 55/-36/-44 54,2/-32,1/-41,2 53,8/-35,1/-37,7 52/-25/-31 58/-25/-43
Magenta (M) 46/72/-5 46/70/-3 47,7/64,4/-2,7 46,7/63,2/-3,2 50/52/-1 54/58/-2
Yellow (Y) 87/-6/90 84/-5/88 81,4/-2,1/77,3 80,4/-1,9/82,7 76/-1/66 86/-4/75
Примечания:
** Значения цветовых координат могут изменяться, в связи с обновлением базовых документов Fogra.
1) Измерение колориметрических координат производится согласно ISO 13655 со следующими настройками спектрофотометрического прибора: источник освещения D50, угол обзора 2, геометрия измерения 45/0 (или 0/45), чёрная подложка, использование фильтров не рекомендуется.
2) Согласно ISO 12647-2:2007, вторичные цвета: красный, зелёный и синий зависят от таких условий, как последовательность печати, реологические свойства и степень прозрачности красок, тип печатной машины и характеристики запечатываемого материала. Таким образом, соответствие первичных цветов: голубого; пурпурного; жёлтого, не является достаточным для соответствия вторичных цветов.

Значение растискивания (приращения растровой точки), полученное при измерении 40%-растрового поля контрольной шкалы эталонного печатного оттиска указаны в Таблице 3. 

Таблица 3. Денситометрические показатели печати. Растискивание
Тип бумаги* Приращение растровой точки в 40% поле
Бумага 1 Бумаги 2, 3, 4 Бумаги 5, 6
Black 16 ± 4% 19 ± 4% 22 ± 4%
Cyan 13 ± 4% 16 ± 4% 19 ± 4%
Magenta 13 ± 4% 16 ± 4% 19 ± 4%
Yellow 13 ± 4% 16 ± 4% 19 ± 4%
* Денситометрические измерения осуществляются согласно ISO 13656: чёрная подложка, источник освещения D50, угол обзора 2°, геометрия измерения 0/45 (или 45/0), поляризационный фильтр. Значения, указанные в таблице выполнены с помощью денситометра или колориметра для значений линиатуры растра от 120 до 175 lpi.

Допуски на цветовое различие цвета приведены в таблице 4. 

Таблица 4. Допустимое значение коэффициента цветового различия ΔЕ (CIELab)
  CYAN MAGENTA YELLOW BLACK
между подписным листом и стандартными значениями 5 8 6 4
между тиражным и подписным листом 4 4 3
между цветопробой и подписным листом 5 5 5 5
между тиражными оттисками 3 5 5 5
1) Условия измерений согласно ISO 13655 (исключения: белая подложка), D50, угол обзора 2°, 0/45 или 45/0, без фильтра.
2) Расчёт светового различия ΔЕ осуществляется по формуле Delta E CIE 1976.
Примечание: приведённые в таблицах 1–4 значения могут варьироваться в различных типографиях.

  • Допустимый разнотон между тиражным (подписным) листом и образцом цвета, ранее отпечатанным в типографии, должен соответствовать ΔE ≤ 7,5;
  • Допустимые отклонения между цветом смесевого Pantone на веере и цветом на оттиске должны соответствовать ΔE ≤ 6,5;
  • Допустимые отклонения смесевого Pantone, замешанного специально под заказ с выкраской, и тиражным листом должны соответствовать ΔE ≤ 5;
  • Колориметрические показатели отличия между отдельными цветами на образце цвета и оттиске, разнооттеночность внутри тиража между отдельными цветами должна соответствовать: ΔE ≤ 7.

При отсутствии цветопробы и образцов цвета печать производится по нормам печати, которые кроме денситометрических норм печати включают в себя баланс по серому, а также визуальный контроль.
Баланс по серому необходим для правильного формирования нейтрального цвета в изображении, а также для соблюдения цветового баланса. Соблюдение денситометрических норм печати, а также баланса по серому, необходимо для правильной цветопередачи, но может быть недостаточно для качественной печати. Поэтому совершенно не лишним бывает визуальный контроль. В этом случае печатник выступает, в некотором смысле, не только как ремесленник, но и как творец, художник. Во многом цветопередача печатного оттиска зависит от мастерства печатника.


Статья написана: "16" марта 2015 г.
Количество просмотров[*] за июнь: 467; всего: 5100.

Используемые полиграфические термины

/ нормативные документы / цветопроба / приладки / выход на цвет / печатный оттиск / подписной лист / контрольная шкала / разнотон / pantone / баланс по серому /
Часть 1. Требования к качеству печати
Часть 2. Колориметрия. Нормы печати
Часть 3. Нормы и допуски постпечатных операций

Последние комментарии посетителей в ветке
"Полиграфические нормы"



Admin отправлено: 18 декабря 2016 г. в 10:04
#1
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Подольск.
Организация: xpert.Press.
Должность: Администратор сайта.
Дата регистрации: 1 декабря 2016 г.
В этой ветке обсуждаем вопросы, связанные с нормативной базой, нормами и нормированием полиграфического производства, включая все его стадии.
Рекомендуются к прочтению следующие статьи: Прежде чем задать вопрос воспользуйтесь поиском по форуму/ветке, возможно ответы на ваш вопрос уже существуют.
Формулируйте ваши вопросы кратко, но ёмко.
Администрация сайта желает вам удачи.
xpert.Press – лучший полиграфический сайт!

Вера Романцева отправлено: 07 сентября 2016 г. в 13:11
#3
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Москва.
Организация: .
Должность: полиграфист со стажем.
Дата регистрации: 4 марта 2016 г.
Если основа глиттерного лака – УФ лак, то причиной отслоения также может являться плохое схватывание УФ лака. Например, это может быть вызвано недостаточностью излучения, полученного уф лаком. В результате этого полимеризуется только поверхность лакового слоя, а внутри он остаётся жидким.
Ромашка успокаивает

xpert.Press отправлено: 21 августа 2016 г. в 11:20
#2
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Подольск.
Организация: ООО Преконтрол.
Должность: Генеральный директор.
Дата регистрации: 24 июля 2014 г.
Причин может быть много, если коротко, то это нарушение технического регламента. Далее надо смотреть: нарушение технологического режима; не качественные материалы; несоблюдение климатических норм. Например, офсетный лак плохо просох перед нанесением глиттерного, или плохая адгезия.
xpert.Press – лучший полиграфический сайт!

Елена отправлено: 14 апреля 2016 г. в 15:35
#1
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Москва.
Организация: .
Должность: .
Дата регистрации: 15 июня 2013 г.
Добрый день!
в чем могут быть причины отслоения глиттерного лака от офсетного УФ на картоне?

xpert.Press отправлено: 30 марта 2016 г. в 14:55
#2
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Подольск.
Организация: ООО Преконтрол.
Должность: Генеральный директор.
Дата регистрации: 24 июля 2014 г.
Это зависит от оборудования и размера вырубного штампа. Полностью автоматические системы работают быстрее, чем автоматизированные, т.е. с ручной подачей, примерно в 3-10 раз. У автоматических систем, соответственно, выше точность позиционирования.
xpert.Press – лучший полиграфический сайт!

Евгений отправлено: 30 марта 2016 г. в 14:37
#1
Откуда: Украина; Луганская область; Алчевск.
Организация: .
Должность: .
Дата регистрации: 27 декабря 2013 г.
какая норма вырубки/высечки в час?

xpert.Press отправлено: 27 октября 2015 г. в 17:21
#2
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Подольск.
Организация: ООО Преконтрол.
Должность: Генеральный директор.
Дата регистрации: 24 июля 2014 г.
На приладку – примерно 50 листов на краску (200 листов при полноцвете); на печатный брак 1-2%; если планируется постпечатная отделка, то плюс на приладку и брак для каждой операции.
xpert.Press – лучший полиграфический сайт!

Николай отправлено: 14 октября 2015 г. в 11:52
#1
Откуда: Россия; Омская область; Омск.
Организация: .
Должность: начинающий полиграфист.
Дата регистрации: 22 сентября 2014 г.
Какие нормы расхода бумаги на печать на sm-74-2?

xpert.Press отправлено: 25 января 2014 г. в 23:21
#2
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Подольск.
Организация: ООО Преконтрол.
Должность: Генеральный директор.
Дата регистрации: 24 июля 2014 г.
В настоящий момент нормы приладки регламентируются самой типографией. Разумеется, в цену готовой продукции закладывается некоторая «норма», но к реальности она может не иметь отношения. Номы расхода бумаги на приладку формируются исходя из типа печатной машины и бумаги, состояния печатной машины, уровня подготовки печатников, от требований к качеству, от степени жадности хозяина типографии. Кроме того, расход бумаги является частью мотивации печатника, поэтому он стремится экономить.
xpert.Press – лучший полиграфический сайт!

Виктор отправлено: 22 января 2014 г. в 17:31
#1
Откуда: Россия; Самарская область; Самара.
Организация: .
Должность: студент.
Дата регистрации: 3 февраля 2014 г.
Какие нормы приладки на печать?

xpert.Press отправлено: 13 января 2014 г. в 19:15
#2
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Подольск.
Организация: ООО Преконтрол.
Должность: Генеральный директор.
Дата регистрации: 24 июля 2014 г.
Данная категория применима для готовой продукции, где оговаривается допустимое количество марашек и их размер. Типографией предлагаются некоторые стандартные условия, однако, по согласованию с Заказчиком они могут быть изменены в ту или иную сторону. Производитель полиграфических бумаг указывает данный параметр в характеристиках (см. статью Полиграфические бумаги), однако, никто не верит ему на слово. Реальное поведение бумаги изучается на тестах и наблюдения продолжаются при использовании в производстве.
xpert.Press – лучший полиграфический сайт!

Екатерина отправлено: 10 января 2014 г. в 11:38
#1
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Москва.
Организация: .
Должность: студентка.
Дата регистрации: 3 июля 2014 г.
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, каковы нормы содержания бумажной пыли.
Гость.
Работа для автора

Работа для автора

Автор этого сайта ищет работу

Откликнуться…