Информационная поддержка

Информационная поддержка

Полиграфический портал xpert.Press бесплатно предоставит пакет услуг по информационной поддержке

Подробности…
МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

Первый музей Apple в Москве, создан в 2012 году. Перейти на сайт музея.

Перейти…

Словарь полиграфических терминов

Ароматизированный или ароматический лак

В начале нулевых годов стала формироваться концепция ароматизированных или ароматических лаков в полиграфии. Некоторое время ушло на прощупывание рынка и поиск оптимальной технологии и уже к 2004–2005 гг. производители предлагали довольно внушительный перечень ароматов, начиная от запаха конюшни и заканчивая запахом "Красной камелии". У производителей и дистрибьюторов были Наполеоновские планы по внедрению ароматических лаков и красок в рекламную полиграфию, однако, им не суждено было сбыться. И причина не в жадности дистрибьюторов и не в нерасторопности производителей (они быстро нарастили номенклатуру), а в чём-то ещё. Я полагаю, это вызвано тем, что на тот момент полиграфические краски имели резко выраженный неприятный запах, который перебивал высвобождаемый ароматическим лаком аромат. "Вонючие" краски внедрялись повсеместно, т.к. их стоимость была существенно ниже традиционных. Смею предположить, что вонь в красках появилась вследствие замены органических компонентов на более дешёвые химические. Смена краски – очень сложный технологический процесс и ради одного-двух Заказчиков этого никто не будет делать в крупных и даже в средних типографиях. Ароматические лаки были вытеснены на задворки, большая (глянцевая) полиграфия их не приняла.

Существуют несколько способов высвобождении запахов из ароматического лака/краски:

  • непрерывное источение аромата (безкапсульные ароматы);
  • ароматы, высвобождаемые при отрыве наклейки (капсулы добавляются в клей);
  • высвобождение аромата происходит при механическом нажиме на поверхность (ароматизированный лак необходимо потереть).
Третий способ признан самым практичным, т.к. при первом происходит смешения аромата с запахами материалов, а также самое интенсивное источение аромата происходит вне контакта с потребителем, т.е. пока изделие доставляется. При втором способе трудно добиться того, чтобы линия отрыва проходила точно по клеевой границе.

Второй и 3-й способы получения ароматических лаков связан с добавлением в лак специальных микрокапсул, содержащих аромат.

Производство ароматических лаков и красок

Микрокапсулирование – метод, который позволяет помещать жидкие или твердые вещества в виде пасты в закрытую, прочную оболочку. Оболочка микрокапсул для производства ароматических лаков и красок должна быть достаточно прочной и устойчивой в температурном отношении, и непроницаемой для содержимого капсулы.

Размеры капсул могут быть разными (от 2 до 30 мкм) и зависят от предполагаемого производственного процесса. Размер капсул, добавляемых в краски и лаки для офсетной печати, должен составлять 6–10 мкм. У 6-микронных капсул большая прочность оболочки, но при этом относительно малый объем (около 0,113 мкм³), а 10-микронные капсулы, напротив, имеют относительно большой объём (около 0,524 мкм³), но недостаточную прочность оболочки и требуют осторожного применения.

Материал оболочки может состоять из натуральных веществ (желатин, крахмал, воск) или синтетических субстанций (модифицированный крахмал и целлюлоза, акрилат и другие полимеры) и служит, как правило, для механической защиты, а также для контролируемого, то есть с задержкой по времени, высвобождения содержимого оболочки. Установлено, что при уменьшении радиуса толщина оболочки и механическая устойчивость увеличиваются, при увеличении радиуса – уменьшаются. Это очень важно, так как для механического разрушения и высвобождения содержимого капсулы требуется более или менее значительное давление. Применяемое усилие должно быть в пределах 10 бар и более (это зависит от диаметра капсулы и прочности оболочки).

Помимо самих микрокапсул в состав ароматических лаков вводятся так называемые дистанционные добавки, в значительной степени, предотвращающие преждевременное разрушение микрокапсул в печатном процессе. Дистанционные добавки представляют собой твёрдые шарики на основе синтетических алкидных и фенолформальдегидных смол размером большим размера микрокапсул. Доля дистанционных добавок в общей массе должна составлять от 5 до 10%.

Ароматизаторы могут вводиться в различные лаки, например в дисперсионные и даже в уф-отверждаемые (несмотря на их прочную лаковую плёнку). Однако, в связи с тем, что концентрация ароматических капсул в масляных лаках выше, чем в дисперсионных, при одинаковом эффекте образования запаха, расход масляного лака меньше. Печатный (масляный) лак очень схож по составу с печатной краской, только без пигмента. Ароматизированный печатный лак наносится через печатную секцию как на листовых, так и на рулонных машинах. По этим причинам применение печатного лака более экономично.






Статья опубликована: "25" декабря 2015 г.
Количество просмотров[*] за сентябрь: 17; всего: 146.
Используемые полиграфические термины
/ полиграфические краски / уф-сушки /
Лаки в полиграфии
/ лаки / вд-лак / выборочный лак / глиттерный лак / золотой лак / масляный лак / органический лак / перламутровый лак / термохромный лак / уф-лак / 3D лак /
 
Грамотная подготовка макетов к печати

Навигация по словарю терминов

предыдущий термин: Лаки В начало словаря: Адгезия следующий термин: Лак ВД

Читайте Нас на форуме

Анонсы о подготовке и выходе новых публикаций, вопросы и ответы – читайте на форуме полиграфического портала xpert.Press:

 Перейти на форум

Реклама на Xpert.Press

Реклама на Xpert.Press

Смотреть прайс

Подробнее…