Ищите клиентов?

Ищите клиентов?

Расскажите им о себе!

Подробности…
МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

Первый музей Apple в Москве, создан в 2012 году. Перейти на сайт музея.

Перейти…

Грамотная допечатная подготовка – как фактор снижения полиграфического брака

Допечатная подготовкапрепресс.

Перейти к оглавлению

Ok

Содержание

Препресс происходит от англ. Prepress, что можно перевести как "предшествующий печати".

В офсетной полиграфии под термином допечатная подготовка, препресс или (реже) предпечатная подготовка понимаются все виды работ предшествующих началу печати. Поэтому, в зависимости от того кто произносит термин допечатная подготовка зависит его наполнение.

Допечатную подготовку принято делить на препресс со стороны Заказчика полиграфической продукции и препресс со стороны типографии. Предпечатная подготовка типографии заключается в подготовке монтажных спусков и выводе печатных форм. Под препрессом Заказчика понимают предпечатную обработку изображений (растровых и векторных) и грамотную запись PDF-файлов.

Данная статья призвана показать, как внедрение препресс технологий на разных стадиях создания полиграфического макета поможет снизить риски полиграфического брака, а также как "безобидные", на первый взгляд, отклонения от фундаментальных основ допечатной подготовки могут приводить к серьёзным потерям при изготовлении полиграфической продукции.

Статья носит теоретический характер, не описывает практических приёмов и будет полезна дизайнерам, верстальщикам, начинающим предпечатникам для расширения кругозора в области практической полиграфии.

Несмотря на то, что все работы по созданию электронного макета будущего издания принято называть допечатной подготовкой, в этих работах существуют несколько специализаций и специальностей:

  • дизайнеры – разработчики полиграфического дизайна;
  • копирайтеры и литературные редакторы, готовящие тексты;
  • верстальщики – специалисты размещающие в программах НИС объекты вёрстки на полосе согласно шаблону дизайнера;
  • цветокорректоры, обрабатывающие файлы с изображениями;
  • корректоры, проверяющие грамотность текста, читаемость и наличие всех необходимых элементов;
  • операторы препресс или допечатной подготовки – технари, могущие грамотно записать PDF;
  • лица ответственные за выпуск.

В малых издательствах возможно совмещение нескольких специальностей одним человеком, такой специалист называется универсальным или универсалом.





Полиграфический дизайн 

Дизайн – основополагающая стадия допечатной подготовки. Именно при дизайне закладываются многие подводные камни, всплывающие в процессе полиграфического производства. Эти камни связаны как с пониманием, вернее непониманием, особенностей работы полиграфического оборудования, так и с непониманием особенностей допечатной подготовки макетовзаписью PDF файлов).

К настоящему моменту многие программы научились корректно записывать PDF, однако, не всё так гладко. И я продолжаю настаивать на тщательном выборе программ для полиграфического дизайна и вёрстки. Этому вопросу посвящена специальная статья: "Настольные издательские системы", где подробно обосновывается выбор или не выбор тех или иных программ для работ по допечатной подготовке макетов.

Другой аспект полиграфического дизайна – это учёт особенностей полиграфического оборудования. Эти особенности прописаны в технических требованиях типографии, предъявляемых к материалам Заказчика. Технические требования можно получить по запросу в типографии.
А если к моменту создания полиграфического дизайна типография ещё не выбрана?
В этом случае необходимо пользоваться усреднёнными требованиями, вернее подразумевать наиболее жёсткий вариант. Если придерживаться данного правила, то оператору допечатной подготовки не придётся в последний момент вносить правку, способную привести к ошибкам и полиграфическому браку.

Препресс для дизайнера или на что следует обращать внимание дизайнеру полиграфической продукции?

Рис. 2. Горизонтальные линии.
Рис. 2. Несовмещение горизонтальных линий на развороте, не является отклонением от норм.
Рис. 1. Вертикальные линии.
Рис. 1. Различная ширина вертикальных линий при нормальной обработке.

Соблюдая правила препресс, дизайнеру следует с осторожностью использовать в качестве элементов дизайна вертикальные/горизонтальные линии, расположенные близко к корешку или к линии обреза. Близко, в данном случае, ближе 10 мм к указанным ограничителям. В готовом изделии полоса всегда будет смещена относительно своей электронной геометрии. Максимальная величина смещения оговаривается в договоре сторон. По этой причине, чем ближе к краям полосы расположены линии, тем сильнее заметно смещение геометрии полосы в готовом изделии (см. рис.1).

Близкое по идеологии отклонение от правил допечатной подготовки – это использование горизонтальных линий на развороте полос. По тем же причинам совместить их крайне сложно (см. рис.2).

Сюда следует отнести также применение рубрикаторов. Без них редко удаётся обойтись, но чтобы избежать эффекта их различной толщины следует делать их толщину не менее 5 мм. Кроме того, рубрикаторы подвержены разнотону.

Рис. 3б. Отсутствует треппинг.
Рис. 3б. Отсутствующий треппинг изменил цвет белых букв.
Рис. 3а. Грамотный треппинг.
Рис. 3а. Правильная работа допечатной подготовки.

Ещё одной любимой фишкой полиграфических дизайнеров является применение цветных тонких элементов. К таким элементам могут относиться как мелкие буквы с засечками, так и тонкие линии. Тонким элементам нельзя сделать треппинг, т.к. стандартный размер треппинга (0,1 мм) "отъедает" у элемента 0,2 мм (с каждой стороны по 0,1 – итого 0,2 мм), следовательно, минимальная толщина элемента должна быть не менее 0,3 мм. Особый случай – это треппинг белых букв на тёмном фоне. Следует отметить, что программы треппинга достаточно хорошо отрабатывают данную ситуацию. Однако, следует учитывать, что в цвете фона, расположенного под белыми буквами, должна присутствовать чёрная краска с рецептурой 95–100%. В противном случае треппинг белым объектам сделать нельзя. Более подробно о треппинге можно прочесть в одноимённой статье. Пример грамотного дизайна, с учётом правил допечатной подготовки и треппинга приведён на рис.3а, а пример ошибочного – на рис.3б.

Если эти требования к допечатной подготовке файлов не соблюсти, то у тёмных элементов возможно выраженное несовмещение, а былые элементы зальются краской и потемнеют.





Вёрстка 

Очень часто профессии дизайнера и верстальщика совмещают и это не совсем правильно. Дело в том, что дизайн и вёрстка требуют разных (несовместимых в одном человеке) характеров личности. Дизайн требует гуманитарный (художественный) склад личности, основанный на порыве, на вдохновении. Вёрстка – технический склад ума, любовь к точным наукам (математике, геометрии, инженерии). Верстальщику необходимо закладывать базу для грамотной допечатной подготовки. Он должен поправить те огрехи и неточности, которые допустил полиграфический дизайнер в процессе творческого экстаза. В профессии дизайнер-верстальщик либо получается креативный дизайнер, ничего не понимающий в технических требованиях типографии и, соответственно, в предпечатной подготовке, либо отличный технический специалист, понимающий тонкости допечатной подготовки, но ограниченный техническим дизайном.

На что требуется обратить внимание верстальщику или препресс для верстальщика

Прежде всего, не допустить расположения значимых элементов вблизи линии реза и в корешке. Как правило, эта величина не должна быть менее 5 мм. Особое внимание следует уделить случаям скрепления корешка методом КБС и проклейки по корешку. В этом случае расположение значимых элементов от корешка д.б. удалено на 7–8 мм. Ещё более важный случай – это внутренний разворот обложки на КБС, т.е. 2-я полоса обложки и 1-я полоса блока. На приклейку блока и обложки съедается 7–8 мм.

Рис. 4. Разворот на лице.
Рис. 4. Значимая часть разворотной иллюстрации попала на корешок.

Далее следует грамотно расположить элементы на полосе, идущие на вылет (bleed), им следует задать необходимый размер вылета. Стандартно это 5 мм. При размещении изображений на вылет необходимо следить, чтобы не зарезались части тела человека. Порой для этого необходимо наращивать вылеты. Важный аспект – это грамотное размещение изображений на развороте. Согласно правилам препресс, нежелательно чтобы лица людей попадали на разворот (см. рис.4). Ещё более эта задача усложняется в случае скрепления КБС. Дополнительно к разворотным иллюстрациям на КБС необходимо делать раздвижку. Следует помнить, что при скреплении ВШРА внутренние тетради получаются короче внешних. Типографии, делающие спусковые схемы в Preps 5.3 и младше, не могут сделать автоматическую сдвижку полос, т.к. Preps не корректно отрабатывает эту операцию. Поэтому нужно как-то учитывать это в работе. Либо делать сдвижку вручную, либо отказаться от крупных элементов близко расположенных к линии реза.

Прежде чем попасть в руки оператора допечатной подготовки вёрстка проходит через корректора и через цветокорректора.

Препресс для цветокорректора 

В грамотно организованном процессе допечатной подготовки издания у цветокорректора два этапа работы с изображениями.

Первоначально цветокорректор делает предварительную (первичную) обработку изображений. Сюда может входить: цветокоррекция; ретушь; обтравка; total ink limit согласно выбранному типу печати и бумаге; переименование файлов согласно принятым специалистами по допечатной подготовке правилам (латинские буквы без пробелов), а также сохранение изображений в правильном формате (tiff, psd). Далее обработанные изображения передаются верстальщику.

На втором этапе цветокорректор работает с вёрсткой. Где необходимо – наращиваются вылеты; изображениям устанавливается масштаб 100% и разрешение согласно выбранной линиатуре печати. В самом конце производится процедура предпечатной обработки изображений (подробнее об этом можно прочитать в статье "Особенности обработки изображений для полиграфии").





Оператор допечатной подготовки 

Оператор предпечатной подготовки получает вёрстку прошедшую горнило корректора. Ещё раз подчеркну важную роль корректоров в процессе допечатной подготовки макетов. Эту роль невозможно переоценить. Экономия на корректорах возможна, только если Вам не важен конечный результат.

В задачу оператора допечатной подготовки входит проверка вёрстки с точки зрения соответствия техническим требованиям типографии, а также грамотная запись PDF. Для этого необходимо правильно сконфигурировать среду ОС и настроить программу вёрстки (Подробно об этом можно прочесть в курсе лекций "пре-пресс для дизайнера"). А также можно скачать и ознакомиться с инструкцией по установке ppd-файла. Оператор допечатной подготовки – это последний заслон на пути полиграфического брака и от его грамотных действий зависит успех всего предприятия. Грамотный препрессник, это не тот который не ошибается сам, а тот который может подстраховать своих коллег по допечатному цеху.

Оператор допечатной подготовки обязан знать азы и нормы полиграфического производства, а также читать без словаря технические требования типографии. Опытный оператор допечатной подготовки также знаком с наиболее распространёнными видами полиграфического брака и старается не допустить такого впредь.

В заключение следует отметить, что расширение полиграфического кругозора способствует профессиональному росту любого специалиста, участвующего в создании печатной продукции на любой из стадий допечатной подготовки.

Ознакомиться с прайсом

Ознакомиться с прайсом

Наши цены смешат!

Читать далее…

Некоторые особенности подготовки файлов для печати по невпитывающим основам 

Пластик.
Препресс для печати по невпитывающим основам.

Последние годы всё ощутимей рост спроса на печать по невпитывающим материалам, а также вообще к новым технологиям – таким как:

Подготовка макетов к такой печати будет отличаться от традиционного препресса, поэтому остановимся на особенностях этих технологий.

Фолиевые краски 

Порядок печати фолиевыми красками Cyan→Magenta→Yellow→Black. Да, да – старая добрая традиция. Но вызвано это тем, что чёрная краска сохнет дольше других. По этой причине, не стоит злоупотреблять чёрным, а от крупных плашек в дизайне лучше отказаться.
Для цветоделения лучше использовать алгоритм GCR, с максимальной генерацией чёрного, а вот тотал инк желательно ограничить 280% или даже 260%.
При создании спусков полос для печати фолиевыми красками следует использовать краскосъёмы.
Напомню, фолиевыми красками печатают по невпитывающим основам.

Краски уф-полимеризации 

При подготовке макетов для печати высокореактивными красками уф-полимеризации, необходимо понимать:

Напомню, печать высокореактивными уф-красками может происходить практически по любым подложкам: невпитывающим; мелованным бумагам; сильно впитывающим основам (офсетная бумага, пористый картон и т.п.).

Рассмотрим самый "тяжёлый случай" – печать по 1-й технологической схеме (с сушкой на приёмке) по офсетной бумаге.
В этом случае необходимо тщательно отнестись к максимальному тотал инку (TIL), желательно не заходить за границы 300%, а насыщенных чёрных (глубокий чёрный) плашек лучше избегать. При выворотке на составном чёрном обязателен треппинг, желательно его размер увеличить на 50% до 0,15 мм.

Вообще следует понимать, что по чёрному может быть большое растискивание, которое максимально заметно на тонах ≤30%. Для этого следует цветоделение делать по алгоритму UCR, т.е. преобразование серого в компоненты CMY, а чёрный дополнительно шарпить (Filter→Sharpen→Unsharp Mask в Photoshop).
Печатать смесевые Spot и Pantone® следует вывороткой, даже после сушки триады, иначе он изменит первоначальный цвет.

Вёрстка→Препресс→Сопровождение

Статья написана: "20" февраля 2014 г.
Исправлена "17" февраля 2015 г.
Дополнена "24" января 2016 г.
Количество просмотров[*] за октябрь: 2794; всего: 27755.
Используемые полиграфические термины
/ монтажные спуски / печатные формы / PDF / полиграфический брак / технических требованиях типографии / элементы дизайна / геометрия полосы / разнотон / треппинг / рецептура / несовмещение / значимый элемент / блид / раздвижка полос / сдвижка полос / total ink limit / полиграфические бумаги / линиатура печати / предпечатная обработка изображений / нормы полиграфического производства /
Новые полиграфические термины
/ порядок наложения красок / цветоделение / краскосъёмы / технологическая схема уф-печати / фолиевые краски / уф-краски /
 

Последние комментарии посетителей в ветке
"Допечатные технологии. Препресс"



Ильяс отправлено: 25 декабря 2016 г. в 17:32
#6
Откуда: Киргизия; ; Бишкек.
Организация: .
Должность: .
Дата регистрации: 30 сентября 2015 г.
Большое спасибо! Вы так помогли.

xpert.Press отправлено: 25 декабря 2016 г. в 17:16
#5
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Подольск.
Организация: ООО Преконтрол.
Должность: Генеральный директор.
Дата регистрации: 24 июля 2014 г.
Например, вот так выглядит нужный вам товар на сайте alibaba.
А так у Российского поставщика.
xpert.Press – лучший полиграфический сайт!

Ильяс отправлено: 25 декабря 2016 г. в 17:10
#4
Откуда: Киргизия; ; Бишкек.
Организация: .
Должность: .
Дата регистрации: 30 сентября 2015 г.
Да вот я незнаю сайты.

Игорь Локуткин отправлено: 25 декабря 2016 г. в 15:29
#3
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Москва.
Организация: .
Должность: оператор CtP.
Дата регистрации: 12 марта 2014 г.
Да, Kodak CtP Plate – это то, что Вам нужно.

xpert.Press отправлено: 25 декабря 2016 г. в 15:18
#2
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Подольск.
Организация: ООО Преконтрол.
Должность: Генеральный директор.
Дата регистрации: 24 июля 2014 г.
Здравствуйте, Ильяс. При покупке пластин следует обратить внимание на следующие характеристики: размер; техпроцесс; качество. В некоторых случаях пластину можно разрезать самостоятельно, однако, лучше сразу покупать нужного размера. Под техпроцессом понимается химия, которой пластина будет обрабатываться. Что касается качества, то на пробу желательно купить небольшую партию. Ещё такой манёвр можно совершить. Провести переговоры с Российским поставщиком. Выяснить у него какие пластины оптимальны для Вашего предприятия, а купить уже там, где дешевле.
xpert.Press – лучший полиграфический сайт!

Ильяс отправлено: 25 декабря 2016 г. в 14:12
#1
Откуда: Киргизия; ; Бишкек.
Организация: .
Должность: .
Дата регистрации: 30 сентября 2015 г.
Доброго времени суток.
Не могли бы вы помочь советом. Я начинающий снабженец в своем городе и вот мне дали задание найти поставщика печатных пластин Кодак в Китае. Также дали информацию по размерам печатных пластин. С чего начать? Может подскажите?
По сайтам по искал и нашел китайский сайт, но там только на англ языке. Продают ctp plate не понятно - это что мне нужно или нет?
Очень нужен ваш совет, спасибо!

Admin отправлено: 15 декабря 2016 г. в 15:03
#1
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Подольск.
Организация: xpert.Press.
Должность: Администратор сайта.
Дата регистрации: 1 декабря 2016 г.
В этой ветке форума обсуждаются общие вопросы, касающиеся спусков полос. Например, меток и их расположения, правил размещения элементов, критериев для выбора программ вёрстки спусков, правил проверки и др. Обсуждение особенностей конкретных программ вынесено в "отдельную ветку".
Рекомендуются к прочтению следующие статьи: Формулируйте ваши вопросы кратко, но ёмко.
Администрация сайта желает вам удачи
xpert.Press – лучший полиграфический сайт!

Admin отправлено: 15 декабря 2016 г. в 13:17
#1
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Подольск.
Организация: xpert.Press.
Должность: Администратор сайта.
Дата регистрации: 1 декабря 2016 г.
В этой ветке форума рассматривается сразу несколько тем, поскольку они тесно взаимосвязаны и их сложно разделить. Это:
  • растрирование;
  • линиатура;
  • фотовывод.
Поэтому диапазон обсуждаемых вопросов достаточно широк. От типов растров и особенности их применения, до корреляции размера линиатуры с типом печати и качеством запечатываемого материала. Разумеется, тут же к нам присоединяется фотовывод со своими проблемами (муар, сошлифовка, полошение и т.п.).
Рекомендуются к прочтению следующие статьи:
"Растрирование"
"Печатные формы / пластины"
"Полиграфические бумаги"
Формулируйте ваши вопросы кратко, но ёмко.
Администрация сайта желает вам удачи.
xpert.Press – лучший полиграфический сайт!

Admin отправлено: 14 декабря 2016 г. в 19:19
#1
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Подольск.
Организация: xpert.Press.
Должность: Администратор сайта.
Дата регистрации: 1 декабря 2016 г.
В ветке Треппинг обсуждаются вопросы связанные с правилами треппинга, методами создания треппинга в различных программах, с особенностями и необходимостью применения треппинга в той или иной конкретной ситуации. Треппинг Pantone®. Прежде чем задать вопрос воспользуйтесь поиском по форуму/ветке, возможно ответы на ваш вопрос уже существуют.
Формулируйте ваши вопросы кратко, но ёмко.
Администрация сайта желает вам удачи.
xpert.Press – лучший полиграфический сайт!

Admin отправлено: 14 декабря 2016 г. в 15:25
#1
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Подольск.
Организация: xpert.Press.
Должность: Администратор сайта.
Дата регистрации: 1 декабря 2016 г.
В ветке "Технические требования типографии" обсуждаются вопросы, связанные с технологическими ограничениями, налагаемыми оборудованием. А также приёмы, позволяющие расширить потенциал полиграфического дизайна без компромиссов к качеству готовой продукции.
Прежде чем задать вопрос воспользуйтесь поиском по форуму/ветке, возможно ответы на ваш вопрос уже существуют.
Формулируйте ваши вопросы кратко, но ёмко.
Администрация сайта желает вам удачи.
xpert.Press – лучший полиграфический сайт!

Николай отправлено: 25 сентября 2016 г. в 10:03
#4
Откуда: Россия; Смоленская область; Смоленск.
Организация: .
Должность: допечатник.
Дата регистрации: 3 мая 2014 г.
Добавлю, что правильную последовательность полос также следует проверять заказчику, а в спусках, не зная спусковой схемы, это сделать затруднительно.

Семён Семёнов отправлено: 24 сентября 2016 г. в 16:44
#3
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Москва.
Организация: .
Должность: верстальщик.
Дата регистрации: 15 июня 2013 г.
Не обращайте внимание на расположение страниц - это ответственность типографии. Ваша задача убедиться, что все необходимые элементы на ваших страницах присутствуют, а также нет посторонних.
Кто понял жизнь, тот не торопится

Семён Семёнов отправлено: 24 сентября 2016 г. в 16:44
#5
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Москва.
Организация: .
Должность: верстальщик.
Дата регистрации: 15 июня 2013 г.
Да, запросите у типографии раскладку полос.
Кто понял жизнь, тот не торопится

Ольга Карасёва отправлено: 24 сентября 2016 г. в 16:44
#6
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Москва.
Организация: .
Должность: дизайнер.
Дата регистрации: 15 июня 2014 г.
Я в этом ничего не понимаю.

Семён Семёнов отправлено: 24 сентября 2016 г. в 16:44
#7
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Москва.
Организация: .
Должность: верстальщик.
Дата регистрации: 15 июня 2013 г.
Сожалею, видимо придётся учиться.
Кто понял жизнь, тот не торопится
Гость.
Реклама на Xpert.Press

Реклама на Xpert.Press

Смотреть прайс

Подробнее…