Реклама на Xpert.Press

Реклама на Xpert.Press

Смотреть прайс

Подробнее…
МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

Первый музей Apple в Москве, создан в 2012 году. Перейти на сайт музея.

Перейти…

Спуск полос или монтажный спуск

Офсетная печать – технология.

Перейти к оглавлению

Ok

Содержание

Часть 1. Спуск полос
Часть 2. Изготовление спусков в Indesign

Краткую форму изложения термина спуск полос читайте в словарной статье.

Цель статьи коротко, но ёмко рассказать о технологии изготовления электронного спуска полос. В статье представлены наглядные иллюстрации с подробным описанием элементов монтажного спуска. Статья раскрывает теоретические основы построения схем спуска полос и не является практическим руководством.

Что такое спуск полос или монтажный спуск 

Спуском полос или монтажным спуском (термины синонимы) называется реализованная в электронном (цифровом) виде схема, созданная технологом производственного отдела. Данная технологическая схема реализует расположение полос издания и иной технологической информации на печатной форме и затем на печатном оттиске. Особое расположение полос издания и служебной информации на спуске полос необходимо для правильного выполнения пост печатных технологических операций.
Сам термин монтажный спуск, пришёл из прошлого, когда созданием спуска полос занимались монтажисты. Ныне, когда монтажные спуски готовятся и собираются в программах вёрстки (QuarkXpress, Indesign) или в программах вёрстки спусков полос (PrePS, SignaStation), монтажный спуск называют электронным монтажом, а профессию – оператор электронного монтажа. Однако неоднозначность термина "электронный монтаж" заставляет использовать предыдущий вариант термина "спуск полос".





Изготовление спуска полос 

Традиционно изготовление спусков полос поделено на две стадии. Первую выполняют технологи производственного отдела. Как правило, это женщины с полиграфическим образованием. В их обязанности входит знание основ полиграфического производства:

Иными словами, технолог производственного отдела (далее технолог) должен знать производство от и до, в достаточной степени.

Технологи производственного отдела подчиняются начальнику производственно отдела. Их не следует путать с цеховыми технологами, входящими в службу главного технолога. Ответственность службы главного технолога – это соблюдение производственных норм.

Рис. 1б. Спусковая схема М-600.
Рис. 1б. Схема спуска полос, созданная в Exel.
Рис. 1а. Спусковая схема SM.
1а. Схема спуска полос, созданная в Exel.

При составлении спусковой схемы технолог учитывает:

  • тип печатной машины, размер печатного листа (для листовой машины) или (размер условного печатного листа)/(ширину печатного полотна) (размер роля – для ролевой машины) (для печатной машины используются печатные формы/пластины одного формата, а размер бумаги может варьироваться, но не очень сильно, не более 20%, т.к. если размер листа сильно маленький, то увеличивается износ офсетной резины);
  • направление бумажных волокон в бумажном полотне;
  • схему фальцовки (она подбирается из расчёта формата печатного листа и формата полосы издания, количества полос)

Затем спусковая схема, с указанием всех размеров, расположением полос (голова – хвост) и клапана отрисовывается в текстовом редакторе типа Word или Exel, распечатывается и передаётся в отдел допечатной подготовки или формный цех (так это называлось раньше). На рис. 1 показаны схемы спуска полос, изготовленные технологом.

Рис. 2. Приводные кресты.
Рис. 2. Из-за раздачи бумаги происходит несведение на удалении от клапана.

Клапаном называется 8–10 мм зона вдоль большей стороны печатного листа. Это область прижима печатного листа, поэтому она не может быть запечатана (если бумажное полотно позволяет, то расстояние от клапана до поля запечатки может быть увеличено, на рис.1а оно = 37 мм, а на рис.1б – 17 мм). На противоположной стороне от клапана, как правило, располагаются шкалы контроля печати (строгого ограничения на место расположения шкал контроля печати нет, но традиционно они располагаются в хвосте. Впрочем, их можно ставить в любое удобное место на спуске полос, например внизу, посередине или вверху, а также одновременно во всех местах). Раздача бумаги происходит от клапана к хвосту, т.е. возле клапана деформация бумажного полотна минимальна, а в районе хвоста – максимальна.
На рис. 2 приведены сканы приводных крестов как они расположены на спуске полос (клапан внизу).

Отдел допечатной подготовки превращает схему спуска полос в готовую печатную форму. В настоящий момент это делается электронным образом, т.е. при помощи программ НИС. Сейчас, для этого, активно используются программы электронного монтажа спусковых схем, например, Preps, SignaStation и др. До момента их широкого распространения применялись программы вёрстки. Врочем и сейчас существует такая практика создания схем суска полос.





 Вёрстка спусков полос в специализированных программах типа PrePS или SignaStation:

  1. Создаётся template (темплейт) в Preps или SignaStation;
  2. Затем он (template) подгружается в Prinergy. Полосы издания подгружаются в template. Изготавливается VPS (Virtual Proof System – программа эмулирующая растрированный спуск полос). Всё тщательно проверяется и, если всё в порядке, работа запускается на вывод в CtP;
  3. В CtP загружается необходимое количество печатных пластин, а на выходе имеем печатные формы. Подробно этот процесс описан в статье "Печатные формы / пластины".

Кроме правильного расположения полос на спусковой схеме, необходимо ещё правильно расположить служебную информацию.

 Какая служебная информация размещается на спуске полос?

Рис. 3. Обязательные элемнты спусковой схемы.
Рис. 3. Обязательные элементы спусковой схемы для ролевой машины.

Технолог на спусковой схеме обозначает только меняющиеся элементы, а обязательные элементы спусковой схемы подразумеваются по умолчанию. Иными словами, оператор электронного монтажа должен знать какие элементы спусковой схемы являются обязательными и проконтролировать их наличие. На рис.3 представлена памятка обязательных элементов спусковой схемы для ролевой машины M-600.

Приводные кресты

Прежде всего, это приводные кресты или мишени (см. рис. 2). Они бывают немного различны, но наиболее распространены кресты, генерируемые программой Quark. Представляют они из себя окружность с перекрещенными в центре линиями. Толщина линий и окружности – 0,1 мм. Выполняются приводные кресты цветом Registration, состоящим из 100% всех четырёх цветов палитры CMYK. Под линиями расположена белая подложка, толщиной 0,2 мм, на случай попадания приводных крестов в тёмную область.

Real Time Service

Real Time Service

e-ResizeR – это сервис автоматического образмеривания изображений во фреймах программы вёрстки Indesign. Узнать подробности можно перейдя по ссылке.

Подробности…
Кропы
Рис. 4. Метки реза.
Рис. 4. Метки реза.

Кропы (crop) – это метки реза (см. рис. 4). Делаются в одну чёрную краску и располагаются за обрезным форматом вдоль линии реза полосы. Основное их предназначение – визуальный контроль правильности геометрии полосы в спуске полос, а также визуальный контроль при финишной обрезке издания. Обрез, в основном, происходит автоматически, по размерам, лишь в редких случаях это может делаться вручную, ориентируясь на метки реза.

Шкалы контроля печати
Рис. 5б. Просмотровый столик.
Рис. 5б. Просмотровый столик печатника.
Рис. 5а. Шкала контроля.
Рис. 5. Фрагмент шкалы контроля печати.

Шкалы контроля состоят из набора индикаторов (см. рис. 5). Основная задача шкал контроля печати обеспечить денситометрические замеры, для контроля/управления параметрами печати. Шкалы контроля размещаются по всей ширине печатного поля/схемы спуска полос и состоят из повторяющегося набора индикаторов. Длина участка, занимаемая одним набором индикаторов не случайна и соответствует размеру одной красочной зоны, контролируемой электроникой печатной машины.
Денситометрический контроль параметров печати может осуществляться путём замера индикаторов ручным или автоматическим прибором. Но в любом случае, делается это на просмотровом столике, куда печатник кладёт тиражный оттиск. Забор оттисков для контроля осуществляется периодически, период забора определяется главным технологом и может варьироваться от тысячи до десятков тысяч.
Также на спуске полос могут присутствовать дополнительные элементы:

  • шкалы ручного промера;
  • индикаторы автоматической приводки;
  • метка верного угла;
  • индикаторы геометрической деформации бумаги (раздача бумаги) и др.
Дополнительные метки
Рис. 6. Пробивка и загиб.
Рис. 6. Пробивка и загиб печатной формы.

К обязательным дополнительным меткам монтажного спуска можно отнести следующую служебную информацию:

  1. Метка клапан. Если на схеме спуска полос интуитивно понятно где клапан, то на готовой печатной форме легко можно ошибиться. Поэтому метка клапан помогает быстро сориентироваться.
  2. Паспорт заказа – информация о номере заказа, № тетради, лицо или оборот, "цвет" печатной формы. Паспорт ставится в строго отведённом для этого месте. Когда разнотипных печатных машин много, паспорт заказа помогает оператору ориентироваться и понимать, каким образом делать пробивку и загибку той или иной печатной формы. На рис.6 пример пробивки и загиба печатной формы. Паспорт заказа расположен на печатной форме за пределами области запечатки и на бумажное полотно не попадает.
  3. Сигнатура – во многом дублирует информацию, содержащуюся в паспорте издания, однако, попадает на бумажное полотно и поэтому находится на печатном оттиске. В дальнейшем сигнатура помогает правильно ориентироваться на брошюровочно-переплётных операциях. Сигнатура ставится рядом с первой полосой издания (лицо) и 2-й полосой (оборот). В случаях, когда на одном бумажном полотне печатается несколько экземпляров одних и тех же полос, например, двойник, обложка (см. рис. 1а) несколько видов вклеек и т.д., то сигнатур может быть больше. Также в сигнатуры может вписываться дополнительная информация, например, вклейка "Precontrol" между полосами 56/57.
  4. Метки реза, фальцовки, белые поля под приклейку и др.


Вёрстка→Препресс→Сопровождение

Статья написана: "15" января 2014 г.
Исправлена "16" февраля 2015 г.
Количество просмотров[*] за сентябрь: 927; всего: 11861.

 – В ГУП "Тульская типография" был отдельный технолог по изготовления штампов для различных видов тиснения. Типография производила 4-е вида тиснения, а также изготавливала штампы под заказ. Технолог могла грамотно рассказать Заказчику про все виды тиснения и ответить на его вопросы, а также контролировала процессы изготовления штампов. Например, ей приходилось следить за состоянием "травильщика" (человека производящего травление магниевых фотопластин), чтобы он не был пьян при изготовлении важного заказа.

назад
 

 – Если говорить более точно, то документ, выходящий из производственного отдела, называется технологической картой. В нём прописываются все характеристики заказа. Это номер заказа; менеджер, ведущий заказ; его название и издатель; контактные данные Заказчика; тираж; формат издания; количество полос; красочность; размер корешка на КБС; наличие дополнительных красок – пантонов и очерёдность их наложения (информация от службы Главного технолога); собственно схема спуска полос; название печатной машины; способ фальцовки с указанием фальцевального аппарата; вид брошюровки; способ упаковки и дата отгрузки. Кроме того могут быть применены и дополнительные указания, например, необходимость субподрядных работ (например, тиснение или выборочное лакирование, если сама типография такие работы не делает, а Заказчик хочет); присутствие цехового (дежурного) технолога на печати, частота выборки чистых листов, если нестандартно. В тоже время, некоторые конфиденциальные данные могут не указываться, например, контакты Заказчика; тираж и т.п.

Конкретные машины, механизмы и аппараты указываются по причине того, что производственный отдел составляет график загрузки производства. Поэтому технолог производственного отдела вынужден согласовывать размещение заказа с диспетчером производственного отдела.

Надо отметить, что технологи, совместно с менеджерами тесно взаимодействуют с логистической службой, т.к. наличие бумаги в полиграфическом производстве, её формат и др. характеристики имеют важное значение при построении технологической цепочки.

Технологическая карта хотя и является единым документом, может иметь дополнительные приложения для конкретных цехов. Поэтому в цеха поступает общая часть технологической карты + цеховое приложение.

назад
 
Используемые полиграфические термины
/ печатная форма / печатный оттиск / пост печатные процессы / монтажист / тиснение / уф-лакировка / фальцовка / офсетная резина / полоса в полиграфии / полиграфические нормы / допечатная подготовка / раздача бумаги / геометрия полосы /
Спусковые/монтажные метки
/ шкалы оперативного контроля / метки приводки / метки реза / паспорт заказа / сигнатура / верный угол / шкалы контроля раздачи / краскосъёмы / клапан /
 
Часть 1. Спуск полос
Часть 2. Изготовление спусков в Indesign

Последние комментарии посетителей в ветке
"Спуск полос"



Admin отправлено: 15 декабря 2016 г. в 15:03
#1
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Подольск.
Организация: xpert.Press.
Должность: Администратор сайта.
Дата регистрации: 1 декабря 2016 г.
В этой ветке форума обсуждаются общие вопросы, касающиеся спусков полос. Например, меток и их расположения, правил размещения элементов, критериев для выбора программ вёрстки спусков, правил проверки и др. Обсуждение особенностей конкретных программ вынесено в "отдельную ветку".
Рекомендуются к прочтению следующие статьи: Формулируйте ваши вопросы кратко, но ёмко.
Администрация сайта желает вам удачи
xpert.Press – лучший полиграфический сайт!

Николай отправлено: 25 сентября 2016 г. в 10:03
#4
Откуда: Россия; Смоленская область; Смоленск.
Организация: .
Должность: допечатник.
Дата регистрации: 3 мая 2014 г.
Добавлю, что правильную последовательность полос также следует проверять заказчику, а в спусках, не зная спусковой схемы, это сделать затруднительно.

Семён Семёнов отправлено: 24 сентября 2016 г. в 16:44
#3
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Москва.
Организация: .
Должность: верстальщик.
Дата регистрации: 15 июня 2013 г.
Не обращайте внимание на расположение страниц - это ответственность типографии. Ваша задача убедиться, что все необходимые элементы на ваших страницах присутствуют, а также нет посторонних.
Кто понял жизнь, тот не торопится

Семён Семёнов отправлено: 24 сентября 2016 г. в 16:44
#5
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Москва.
Организация: .
Должность: верстальщик.
Дата регистрации: 15 июня 2013 г.
Да, запросите у типографии раскладку полос.
Кто понял жизнь, тот не торопится

Ольга Карасёва отправлено: 24 сентября 2016 г. в 16:44
#6
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Москва.
Организация: .
Должность: дизайнер.
Дата регистрации: 15 июня 2014 г.
Я в этом ничего не понимаю.

Семён Семёнов отправлено: 24 сентября 2016 г. в 16:44
#7
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Москва.
Организация: .
Должность: верстальщик.
Дата регистрации: 15 июня 2013 г.
Сожалею, видимо придётся учиться.
Кто понял жизнь, тот не торопится

Ольга Карасёва отправлено: 24 сентября 2016 г. в 16:44
#8
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Москва.
Организация: .
Должность: дизайнер.
Дата регистрации: 15 июня 2014 г.
После небольшой переписки типография прислала пополосные тифы, как камень с души сняли. Всем спасибо.

xpert.Press отправлено: 24 сентября 2016 г. в 16:28
#2
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Подольск.
Организация: ООО Преконтрол.
Должность: Генеральный директор.
Дата регистрации: 24 июля 2014 г.
В 2-х словах не ответить. Поставлю себе в план написание соответствующей статьи или видео-урок.
xpert.Press – лучший полиграфический сайт!

Сергей отправлено: 11 мая 2016 г. в 10:51
#1
Откуда: Россия; Свердловская область; Екатеринбург.
Организация: .
Должность: технолог.
Дата регистрации: 9 января 2016 г.
клапан печатной машины совершенно необязательно расположен по длинной стороне листа, это лишь наиболее распространенный вариант. Есть офсетные машины с захватом по короткой стороне (у гейдельберга это то ли квикмастер, то ли принтмастер, не припомню уже) приводные кресты в офсетной печати обычно выполняются толщиной 0,25 пункта (или 0,088 мм), а не 0,1 мм.

Ольга Карасёва отправлено: 27 октября 2015 г. в 16:31
#1
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Москва.
Организация: .
Должность: дизайнер.
Дата регистрации: 15 июня 2014 г.
Здравствуйте. Из типографии прислали tiff спусков полос. Всё так непонятно. Как их проверять и на что следует обратить внимание?

xpert.Press отправлено: 07 октября 2015 г. в 22:05
#2
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Подольск.
Организация: ООО Преконтрол.
Должность: Генеральный директор.
Дата регистрации: 24 июля 2014 г.
Рекомендую к прочтению статью "вёрстка спусков в Indesign".
xpert.Press – лучший полиграфический сайт!

Мария отправлено: 2 октября 2015 г. в 17:58
#7
Откуда: Россия; Иркутская область; Иркутск.
Организация: .
Должность: верстальщик.
Дата регистрации: 18 марта 2013 г.
Спасибо, Семён, вы мне очень помогли.

Семён Семёнов отправлено: 2 октября 2015 г. в 16:33
#6
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Москва.
Организация: .
Должность: верстальщик.
Дата регистрации: 15 июня 2013 г.
Горячая клавиша F12.
Кто понял жизнь, тот не торопится

Мария отправлено: 2 октября 2015 г. в 14:18
#5
Откуда: Россия; Иркутская область; Иркутск.
Организация: .
Должность: верстальщик.
Дата регистрации: 18 марта 2013 г.
Простите, а где находится вкладка "страницы"?

Семён Семёнов отправлено: 2 октября 2015 г. в 11:21
#4
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Москва.
Организация: .
Должность: верстальщик.
Дата регистрации: 15 июня 2013 г.
На владке "страницы" кликаете правой кнопкой мыши по нужной страницы и из контекстного меню выбираете "Параметры нумерации и разделов". Далее, "Начать нумерацию с" – указываете номер нужной страницы.
Кто понял жизнь, тот не торопится
Гость.
Реклама на Xpert.Press

Реклама на Xpert.Press

Смотреть прайс

Подробнее…