Информационная поддержка

Информационная поддержка

Полиграфический портал xpert.Press бесплатно предоставит пакет услуг по информационной поддержке

Подробности…
МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

Первый музей Apple в Москве, создан в 2012 году. Перейти на сайт музея.

Перейти…

Цветопередача и сквозная калибровка

Офсетная печать – технология.

Перейти к оглавлению

Ok

Содержание

Цель статьи описать теорию практического подхода для решения вопросов цветопередачи в офсетном полиграфическом производстве. Правильное понимание данных вопросов позволит избежать лишних финансовых и временных затрат и получить удовлетворительный результат. Интересующимся полиграфией, статья позволит заполнить имеющиеся пробелы в концептуальном представлении цветопередачи в полиграфии. В статье даны ссылки на применяемые международные стандарты работы с цветом в полиграфии, а также их краткое описание.

В настоящий момент оценку правильности цветопередачи на печатный оттиск можно осуществить 2-я способами. 1-й способ – это визуальная оценка, осуществляемая уполномоченным лицом (это может быть Заказчик, мастер печатного цеха, либо технолог типографии) при соблюдении необходимых и достаточных условий сравнения изображений на 2-х и более носителях. Эти условия подробно описаны в международных стандартах ISO 3664:2000(E), ISO 12646:2004 и позволяют сравнивать между собой изображения на слайдах, мониторах и "твёрдых копиях" (цветопроба, печатный оттиск).

Рис. 1б. Бюджетная модель.
Рис. 1б. Обязательно подключение к компьютеру.
Рис. 1а. Спектрофотометр X-Rite.
Спектрофотометр X-Rite SpectroEye полностью автономная модель

2-й способ оценки цветопередачи более объективный, он основан на использовании измерительного прибора (спектрофотометра, колориметра см. рис.1). Измерение колориметрических координат производится согласно ISO 13655 со следующими настройками спектрофотометрического прибора: источник освещения D50, угол обзора 2°, геометрия измерения 45/0 (или 0/45), чёрная подложка, использование фильтров не рекомендуется. Однако такой способ сравнения цветопередачи подходит только к твёрдым носителям (печатный оттиск, цветопроба рис. 2).

Рис.2 Печатный оттиск и цифровая цветопроба.
Сравнение цветопередачи на печатном оттиске и цифровой цветопробе.

Рассмотрим более детально 2-й способ сравнения цветопередачи.

Сравнение твёрдых копий по цветовым (колориметрическим) координатам 

Данный способ подходит для сравнения:

  • контрактной цветопробы и подписного листа;
  • подписного листа с иными тиражными оттисками;
  • цветопроб, полученных при различных условиях;

Наиболее часто данный способ применяется для сравнения цветопередачи цветопробы и печатного оттиска в процессе приладки. Первейшим необходимым условием данного сравнения является наличие контрактной (утверждённой) цветопробы. Цветопроба является контрактной, если отклонение цветовых координат в шкалах контроля цветности не превышает допустимых значений. Цветопробы, не удовлетворяющие этим условиям, принимаются в качестве образцов цвета. Как правило, могут удовлетворять данным требованиям цифровые (см. рис.2) и офсетные цветопробы, полученные с соблюдением необходимых условий. Аналоговые цветопробы априори могут быть лишь образцами цвета (в настоящий момент их применение минимально).

При изготовлении контрактных цифровых цветопроб необходимо учитывать влияние на конечную цветопередачу тона бумаги (или печатной основы), а также класс бумаги, оказывающий влияние на печатные процессы (такие как совмещение, растискивание, линиатура и др.).

Цветопробы, изготовленные офсетным способом, могут считаться контрактными если:

  • отпечатаны на идентичных печатных машинах (приближенных по параметрам);
  • на однотипной бумаге (сопоставимой по параметрам);
  • с использованием близких по составу красок.
По этим причинам, на практике, офсетными цветопробами выступают образцы с предыдущих тиражей. Использование специальных пробопечатных станков, в настоящий момент, значительно дороже цифровых аналогов, поэтому их применение ограничено и вытесняется. Однако если необходимо протестировать дизайнерские бумаги или пост печатную обработку, то для получения максимально точной цветопередачи вывод цветопроб на пробопечатном станке незаменим.

Спектрофотометр – это ручной компактный прибор (см. рис. 1) внутрь которого встроен источник нормированного света. По этой причине для проведения измерений цветопередачи не требуется особых условий и они (измерения) могут проводиться хоть в поле. Единственное условие – это периодическое тестирование прибора, т.е. проверка правильности работы встроенного источника нормированного света. Для этого используется методика, описанная в публикации CIE № 17.4:1987, 845-02-61, измеряющая индекс цветового соответствия (индекс цветопередачи, color rendering index, CRI). Для условий экспертного сравнения общий CIE-индекс цветопередачи должен быть измерен согласно схеме из Публикации CIE № 13.3 и должен иметь значение ≥ 90.

Данный способ сравнения особенно хорош для специалистов от полиграфии и для случаев возникновения споров, касающихся качества цветопередачи. Однако он не является наглядным. Иными словами, при несоблюдении специальных условий просмотра цветопроба и печатный оттиск визуально (при обычном освещении) могут сильно отличаться, а по приборам быть идентичными. Это явление получило название метамеризма. Суть метамеризма в том, что одни и те же объекты при одном типе/источнике освещения могут иметь схожие цвета, а при других типах/источниках освещения существенно различаться в цветовом восприятии.
Людям, имеющим опосредованное отношение к полиграфическим процессам объяснить суть данного явления практически не возможно. Ещё один недостаток это то, что данный способ не пригоден для сравнения изображения на экране и на твёрдой копии.

Для этого существует 1-й способ сравнения.

Визуальная оценка цветопередачи, проводимая на различных типах носителей 

Самый простой случай сравнения цветопередачи – это визуальное сравнение твёрдых копий, т.е. цветопробы и печатного оттиска. Международным стандартом ISO 3664:2000(E) предусмотрено два вида условий сравнения цветопередачи: 1) экспертное сравнение ISO P1; и 2) условия потребительской оценки отпечатков ISO P2. Условия просмотра определены таким образом, что изображения которые идентичны друг другу при условиях P1 будут идентичны и при условиях P2. Однако обратное утверждение не обязательно истинно.

Условия экспертного сравнение цветопередачи ISO P1 предусматривают наличие специальной просмотровой комнаты. Её цель свести на нет влияние паразитных источников света, а также нейтрализовать возможное искажение восприятия отражённого света от окружения (предметов, стен и т.п.). Окружение д.б. средне-серым с коэффициентом отражения 20%. Сравниваемые объекты должны располагаться край в край. Подложка должна иметь коэффициент отражения в пределах 2–4%. Освещение должно соответствовать стандартному источнику CIE D50, "Daylight D50" – полуденный Солнечный свет, 5000° К. Освещённость д.б. 2000 lx ±250 lx в центре. Производитель источников нормированного освещения должен указывать максимальный срок службы ламп и оснащать устройство прибором учёта времени работы источника. Однако срок гарантийной работы источника не отменяет необходимости периодического замера CRI (индекс цветового соответствия).

Рис.3 Просмотровый столик.
Просмотровый столик – рабочее место печатника.

Очевидно, что соблюдение условий стандарта достаточно накладно, поэтому в полной мере нигде не соблюдаются. Основное нарушение – это замена дорогих нормированных ламп более дешевыми не нормированными аналогами, без соблюдения срока службы (т.е. до полного износа). На рис.3 показан просмотровый столик – рабочее место печатника.

Условия экспертного сравнения твёрдой копии с изображением на мониторе описаны международным стандартом ISO 12646:2004. Он регламентирует цвет белой точки который должен быть максимально приближен к D50. Оговариваются диапазон яркостей, разрешение, яркость чёрной точки, интенсивность источников окружающего освещения.

Создание и соблюдение данных условий и требований являются необходимыми, но не достаточными для создания на полиграфическом производстве сквозной калибровки.

Сквозная калибровка оборудования 

Калибровка монитора.
Калибровка монитора с помощью спектрофотометра.

Дополнительным преимуществом сквозной калибровки является возможность "правильной" цветопередачи на мониторе цветокорректора без изготовления дорогостоящих цветопроб и в режиме реального времени (real time). Иными словами, цветокорректор некоторого издательства, находящегося на значительном удалении от реального производства, может увидеть и показать начальству цвета, идентичные цветам на печатном оттиске. Кроме того, есть возможность получить обзор цветопередачи по различным типографиям, т.е. посмотреть, как будет выглядеть конечный продукт (печатный оттиск) в различных типографиях и на разных классах бумаг, включая текстурные дизайнерские бумаги. Такую возможность предоставляло программно-аппаратное обеспечение ColorSync от фирмы Apple Computer. По этой причине, вплоть до начала нулевых, компьютеры от Apple были стандартом для издательской деятельности. Да и сейчас ещё встречаются любители, хотя нынешний Apple уступает PC на ОС Windows. До середины первой декады нулевых, о сквозной калибровке оборудования, включающей цепочку издательство↔типография, больше мечтали, чем реализовывали. Занятие это было дорогостоящим и имело смысл, если издательство и типография были связаны тесными узами, например, с середины 90-х годов прошлого века система сквозной калибровки работала в издательстве ЭКСМО. На тот момент у ЭКСМО было несколько площадок, где печаталась книги. Причём, одну и ту же книгу печатали в нескольких типографиях по причинам логистики, поэтому, художники издательства (созданием обложек к книгам занимались именно художники) готовили файлы для нескольких типографий и цветопередача получалась идентичной.





История развития идеологии сквозной калибровки 

Идея сквозной калибровки уходит своими корнями вглубь на несколько десятилетий. Изначально, систем работающих с цветом было немного. И производители не задумывались о состыковке своего оборудования с оборудованием, произведённым другими. Параметры преобразования цвета для отображения изображения на том или ином устройстве отображения были зашиты на аппаратном уровне. Поэтому состыковать между собой устройства и программы разных производителей было невозможно.
Когда на рынок вышло достаточно большое количество производителей, проблема встала очень остро. В результате восемь ведущих мировых компаний того времени (Adobe, Agfa, Apple, Kodak, Taligent, Microsoft, Sun Microsystem и Silicon Graphics) решили создать консорциум ICC. Учреждение этой организации состоялось в 1992 г. За основу системы управления цветом ICC приняла предложенную Apple открытую модель ColorSync.
Суть открытой системы управления цветом в том, что в основе лежит изображение, имеющее математические характеристики цвета, т.е. матрицу цветовых координат. Изображение неизменно и является ядром системы управления цветом. Любые аппаратные системы подключаются к ядру через посредника – цветовой профиль. Задача цветового профиля преобразовать цветовые координаты ядра в управляющие сигналы устройства отображения. Это же правило верно и для устройств ввода информации, т.е. для сканеров, цифровых камер и т.п.

Благодаря внедрению этой системы удалось получить приемлемую цветопередачу на профессиональных мониторах. Более того, благодаря открытой системе icc-профилей, любой желающий мог создать профиль своей печатной машины. Простейший профиль цветоделения можно было создать прямо в Photoshop.

Идеология создания посредников (цветовых профилей) позволила осуществлять приемлемую цветопередачу между издательством и типографией и даже позволяла создать систему сквозной калибровки оборудования. Т.е. на мониторе художника (дизайнера) можно было увидеть приемлемый уровень цветопередачи, получаемый при печати на некотором печатном оборудовании.

К недостаткам данной системы цветопередачи и сквозной калибровки следует отнести необходимость иметь большое количество профилей. В реальности оно могло составлять несколько десятков.
Другой особенностью цветопередачи в такой системе являлась технология обработки и подготовки к печати изображений. Выглядела она следующим образом:

  • цветокоррекция полностью выполнялась в палитрах RGB⇔LAB;
  • далее файл цветоделился в CMYK профилем типографии. Профиль содержал все необходимые настройки и особенности печатного процесса, а именно:
    • особенности растискивания;
    • тип бумаги;
    • ограничения по TIL;
    • цветовой охват печатной машины и др.
  • в CMYK были допустимы лишь косметические коррекции, цветоделённый файл лишался возможности цветопередачи на иные устройства отображения, например, монитор, принтер или другую печатную машину, поэтому для цветопередачи на иные устройства отображения, необходимо было хранить исходное RGB изображение.
Теоретически, можно было пользоваться моделью цветоделения, заложенной в программы вёрстки, когда в вёрстку подлинковываются RGB-изображения и профиль, а сама программа вёрстки делает цветоделение в создаваемом PS-файле. Однако такая технология не прижилась, т.к. вносить коррективы в цветоделённое CMYK-изображение всё-таки приходилось, например, для выставления белой точки, для создания глубокого чёрного и др.

Идеология создания посредников (цветовых профилей) позволила этому способу цветопередачи просуществовать на полиграфическом производстве вплоть до конца прошлого века. Его особенностью является наличие индивидуального профиля на каждую печатную машину и класс бумаги. Другой особенностью данного способа сквозной калибровки является понятие цветопробы как предсказателя и эталона цвета. В этот период времени были распространены аналоговые цветопробы и пробопечатные станки. Что касательно аналоговых цветопроб, то говорить о качественной цветопередаче таким способом не приходилось вообще. Цветопередача посредством пробопечатного станка была близка к идеалу, но при соблюдении ряда условий:

  • пробопечатный станок д.б. настроен под печатную машину;
  • для правильной цветопередачи вывод цветопробы должен быть осуществлён на, идентичной с печатной, бумаге.

Дальнейшей эволюцией методов цветопередачи и сквозной калибровки полиграфического оборудования стало создание "Эталонных печатных условий". Эти спецификации созданы по результатам тестовой печати, а значит, подобных показателей в состоянии достичь любая среднестатистическая типография. Эталонные печатные условия включают:

  • спецификации для офсетной рулонной печати SWOP, т.е. для изданий, отпечатанных рулонным офсетом и глубокой печатью;
  • спецификации для рекламной газетной продукции SNAP (Specification for Newspaper Advertising Production) для газетных типографий;
  • общие требования к коммерческой офсетной печати GRACoL для листовых типографий.

Идеология данного способа цветопередачи проста. Печатная машина соответствует спецификациям, если на ней достижимы заданные параметры печатного оттиска. Если печатная машина в целом соответствует требованиям SWOP, то в дальнейшем она рассматривается как SWOP-машина. При печати на машине, соответствующей спецификациям SWOP, не надо создавать для неё отдельный профиль, поскольку достаточно общего SWOP-профиля. Данный принцип распространятся и на допечатную подготовку. Если работа печатается на SWOP-машине, то для цветоделения используется SWOP-профиль. И наконец, SWOP ставит перед печатником чётко определённые задачи.
Аналогичный подход и к GRACoL-машинам.

SWOP-профиль был разработан комитетом SWOP в 1995 г. и стал первой общедоступной колориметрической характеристикой рулонной офсетной печатной машины, необходимой для создания выводного ICC-профиля.
В феврале 2003 г. в продаже появились тестовые печатные листы на глянцевой мелованной бумаге сортов 1 и 2, сертифицированных по системе GRACoL.

Для печатных машин, сертифицированных по стандартам SWOP или GRACoL нет необходимости создавать свой уникальный icc-профиль. Достаточно создания нескольких профилей, базирующиеся на средних показателях печати для широкого спектра видов бумаги и печатных процессов. Такие профили создаёт и распространяет Группа Европейской инициативы по цвету (European Color Initiative, ECI). Таким образом, любой, кто печатает в соответствии с европейским стандартом FOGRA или системой Brunner Eurostandard, может использовать эти ICC-профили. Вы можете бесплатно скачать из нашей библиотеки xpert.Press профили цветоделения.

Способ сквозной калибровки путём составления профилей для каждой печатной машины 

Рис. 4б. Бюджетный вариант.
Сканирование шкалы цветового охвата с помощью спектрофотометра. Бюджетный вариант.
Рис. 4а. Сканирование шкалы цветового охвата.
Сканирование шкалы цветового охвата с помощью спектрофотометра. Максимальная производительность.

Данный способ заключается в прогонке тестов на печатной машине. Тест представляет собой набор специальных цветовых шкал широкого диапазона охвата, а также картинки для визуального контроля. Машина выводится на оптимальный режим печати по нормам. Из этой части тиража отбираются контрольные печатные оттиски. На специальном измерительном оборудовании (см. рис.4) строятся цветовые профиля. Суть процесса в том, чтобы создать корректирующие значения между эталонными значениями цветовых координат, прописанных в шкалах цветового охвата, и их значениями на тестовом печатном оттиске. Иными словами, полученные профиля содержат таблицу корректирующих значений, которые применятся при цветоделении, т.е. при преобразовании цвета из палитры LAB в палитру CMYK. Данные профиля затем могут использоваться при выводе цветопроб и при цветоделении.

Иная идеология заложена во втором способе сквозной калибровки.

Способ сквозной калибровки путём настройки печатных машин под единый аппаратно-независимый профиль 

GRACoL.
Тестовый лист GRACoL.
Цветовая шкала.
Цветовая шкала используется при создании корректирующего профиля.

В качестве эталона цвета приобретаются печатные листы и цифровые файлы, сертифицированные по системе GRACoL. Далее осуществляется тестовая печать на печатной машине, подлежащей сертификации. Задача тестовой печати двояка. С одной стороны печатная машина максимально настраивается под параметры GRACoL-машины. А с другой – из отобранных печатных оттисков строятся корректирующие профили. Затем корректирующий профиль используется при выводе печатных форм по технологии CtP. При выводе на формы конкретного заказа оператором CtP создаётся "карта цветовых зон" (CIP). Данная карта позволяет перераспределять краску, при автоматической подаче, в те зоны, где в ней наибольшая потребность и убирать из незадействованных участков. В совокупности эти меры позволяют универсализировать цветопередачу.
Аналогичная схема применяется и при построении корректирующих профилей для вывода цифровых контрактных цветопроб. Задача из цифрового файла вывести цветопробу идентичную GRACoL-образцу.

При этом допечатная подготовка использует ограниченный перечень стандартизованных профилей (распространяемых ECI) для цветоделения. Можно назвать их аппаратно-независимыми, т.к. цветоделённый файл можно:

  • посмотреть на калиброванном мониторе, соответствующим условиям просмотра ISO 12646:2004;
  • вывести контрактную цветопробу;
  • отпечатать на любой GRACoL-машине.
И вся цепочка монитор⇔контрактная цветопроба⇔GRACoL-машина будут показывать идентичную цветопередачу. Это и есть сквозная калибровка оборудования.





Выводы 

Как показала практика, многие типографии перешли на систему контрактных цветопроб, что существенно облегчило издательствам работу с цветом.
Однако новые технологии, например, печать высокореактивными красками уф-полимеризации, грозят уничтожить всю эту работу.


Статья написана: "3" января 2014 г.
Исправлена "15" февраля 2015 г.
Дополнена "5" февраля 2016 г.
Количество просмотров[*] за сентябрь: 325; всего: 3473.
Используемые полиграфические термины
/ печатный оттиск / цветопроба / подписной лист / шкалаы контроля / полиграфические бумаги / совмещение / растискивание / линиатура / дизайнерские бумаги / пост печатная обработка / нормированный свет / CRI / профили ICC / цветоделение / печать по нормам / печатные формы / треппинг / / приладка / метамеризм / устройство отображения / консорциум ICC / TIL / белая точка / глубокий чёрный / пробопечатный станок / ECI /

Последние комментарии посетителей в ветке
"Цветовоспроизведение"



Николай отправлено: 25 декабря 2016 г. в 20:37
#1
Откуда: Россия; Смоленская область; Смоленск.
Организация: .
Должность: допечатник.
Дата регистрации: 3 мая 2014 г.
У нас в офисе стоял такой зверь. Очень была требовательна к климату, поэтому перетащили её в отдельную комнату. Создали там все условия, но больше там никого прописать не удалось. Да это и понятно: температура 18 °С; влажность, как на экваторе. Стояло несколько чайников (типа увлажнителей) и гнали пар.
Я как-то говорю начальнику: – слушай начальник, чайники-то твои перестали отключаться из-за накипи. А он мне: – Следи за уровнем и не филонь.
Ну ладно, моё дело маленькое, сказал и забыл. А как-то прихожу на работу, а дверь в комнату с цветопробой опечатана. Сгорела родимая. Замкнуло тот "чайник", а он рядом с ней стоял и понятно – пламя перешло. Пришли тушить только когда сигнализация сработала, но тушить уже было нечего. Не помню точно, толи 50, толи 70 штук зелени за неё отвалили.

Admin отправлено: 17 декабря 2016 г. в 15:50
#1
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Подольск.
Организация: xpert.Press.
Должность: Администратор сайта.
Дата регистрации: 1 декабря 2016 г.
В этой ветке обсуждаем вопросы, связанные с воспроизведением цвета на разных носителях, включая: печатные машины (офсетные и цифровые); различные типы запечатываемых материалов; мониторы и вопросы их калибровки.
Рекомендуются к прочтению следующие статьи: Прежде чем задать вопрос воспользуйтесь поиском по форуму/ветке, возможно ответы на ваш вопрос уже существуют.
Формулируйте ваши вопросы кратко, но ёмко.
Администрация сайта желает вам удачи.
xpert.Press – лучший полиграфический сайт!

Дринк отправлено: 07 октября 2015 г. в 10:37
#5
Откуда: Россия; Московская область; Пушкино.
Организация: .
Должность: технолог.
Дата регистрации: 18 февраля 2014 г.
Для экономии средств следует отказаться от пантонников на офсетной бумаге, т.к. в практике на офсете Pantone печатают редко, а также от пантонников на мелованной матовой бумаге, т.к. многие специалисты считают, что характеристики данной бумаги далеки от большинства мелованных матовых бумаг.

Ольга Карасёва отправлено: 07 октября 2015 г. в 00:15
#4
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Москва.
Организация: .
Должность: дизайнер.
Дата регистрации: 15 июня 2014 г.
Какие пантонники следует приобрести?

Сергей отправлено: 11 сентября 2015 г. в 14:09
#3
Откуда: Россия; Свердловская область; Екатеринбург.
Организация: .
Должность: технолог.
Дата регистрации: 9 января 2016 г.
Подложка используется в некоторых полиграфических изделиях без обложек и придаёт изделию прочности. Например, отрывной календарь. В этом случае, на подложке крепится изделие.

Сергей отправлено: 11 сентября 2015 г. в 12:15
#3
Откуда: Россия; Свердловская область; Екатеринбург.
Организация: .
Должность: технолог.
Дата регистрации: 9 января 2016 г.
Купите пантонник и наслаждайтесь.

xpert.Press отправлено: 09 сентября 2015 г. в 19:40
#2
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Подольск.
Организация: ООО Преконтрол.
Должность: Генеральный директор.
Дата регистрации: 24 июля 2014 г.
Некоторые цифровые цветопробы неплохо воспроизводят пантоны, но для действительно серьёзных случаев необходимо печатать пантон на пробопечатном станке – получится выкрас.
xpert.Press – лучший полиграфический сайт!

Ольга Карасёва отправлено: 09 сентября 2015 г. в 15:21
#1
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Москва.
Организация: .
Должность: дизайнер.
Дата регистрации: 15 июня 2014 г.
Здравствуйте. Интересует такой вопрос. Возможна печать пантонов на цветопробе?

xpert.Press отправлено: 09 сентября 2015 г. в 11:30
#2
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Подольск.
Организация: ООО Преконтрол.
Должность: Генеральный директор.
Дата регистрации: 24 июля 2014 г.
Понятие подложки может использоваться: 1) при замерах колориметром или спектрофотометром, подложку чёрного или белого цвета (в зависимости от рекомендаций CIE) подкладывают под носитель, т.к. бумага обладает той или иной степенью прозрачности; 2) при изготовлении цифровой цветопробы. Здесь термин подложка включает в себя имитацию цвета полиграфической бумаги; 3) при сравнении или при восприятии цвета носителя, подложка может помочь глазу правильно настроиться ("откалиброваться").
xpert.Press – лучший полиграфический сайт!

Екатерина отправлено: 07 сентября 2015 г. в 17:32
#1
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Москва.
Организация: .
Должность: студентка.
Дата регистрации: 3 июля 2014 г.
Что такое подложка в полиграфии?

Дринк отправлено: 07 января 2014 г. в 17:49
#2
Откуда: Россия; Московская область; Пушкино.
Организация: .
Должность: технолог.
Дата регистрации: 18 февраля 2014 г.
Нет, Дмитрий, на абсолютно разных. В нашей типографии стоят листовые и различные ролевые (M-600, SunDay). Все они разных форматов, модификаций, состояний и годов выпуска. Тем не менее, при печати тиража на 2-х любых машинах разнотона не возникает.

Дмитрий отправлено: 05 января 2014 г. в 13:24
#1
Откуда: Россия; Алтайский край; Барнаул.
Организация: .
Должность: допечатник.
Дата регистрации: 15 октября 2013 г.
Здравствуйте. Что значит печатать тираж на разных машинах? На двух однотипных?
Гость.
Реклама на Xpert.Press

Реклама на Xpert.Press

Смотреть прайс

Подробнее…