Изготовление спусков полос

Цель занятия: ответить на вопрос: "Как сделать спуск полос в Indesign"?
Спуск в Indesign.

Друзья, Коллеги!
Для изготовления спусков полос существует ряд специализированных программ, например, PrePS или SignaStation. Однако наших читателей интересует вопрос, а в каких ещё программах можно эффективно изготавливать спуски? Оказывается для изготовления спусков полос вполне подходят обычные программы вёрстки, такие как QuarkXpress или Indesign. Следует лишь освоить несколько специальных приёмов и эта работа превратится в простую и быструю. Более того, освоив эти приёмы можно даже изготавливать спуски полос в таких программах как Illustrator и, не побоюсь этого слова, CorelDraw. Однако это уже из области экзотики и прибегать к ней следует только при полной невозможности обойтись программами вёрстки.

В чём отличие PrePS от Indesign? 

Рассмотрим отличия этих программ с точки зрения изготовления спусков, не затрагивая иных возможностей. Понятно, что у Indesign таких возможностей "выше крыши", а PrePS кроме изготовления спусков полос вообще ничего делать не умеет.
"+" PrePS. PrePS понимает тип скрепления издания (ВШРА, КБС, пружина) и отслеживает правильность раскладки. Один верно сделанный монтаж можно размножить на любое количество тетрадей с гарантией правильной раскладки. Есть возможность автоматической сдвижки полос для компенсации эффекта ВШРА, но в версии 5.3 эта функция глючит. PrePS гораздо проще Indesign, а потому намного легче в изучении.
"-" PrePS. Очень сложно разместить объекты по точным координатам. Нет направляющих, нельзя перетаскивать объекты мышью. Нестандартная вёрстка спусков, например, требуется подверстать что-либо на свободное место, выливается в нетривиальную задачу. В самом PrePS нет никаких стандартных объектов (круг, квадрат, треугольник и т.д.), нельзя, например, накрыть полосу макета белым прямоугольником и т.п. Нельзя создавать никаких объектов, например, кропы и/или метки приводки, необходимо предварительно нарисовать в других программах. Даже подписи на монтажных спусках это целое искусство. Нет возможности использовать растровые изображения, прозрачности и слои – это запретная тема.

Несмотря на преимущества PrePS по созданию раскладки при изготовлении спусков полос, в реальной работе это не так уж и важно. Почему? А потому, что Заказчики и заказы у типографии однотипные и изменения в этой области весьма неспешны. Поэтому единожды созданный шаблон спуска полос может работать многократно.

Рис. 1. Рабочее место спусковика.
Рис. 1. Рабочее место спусковика.

Мы полагаем, что для изготовления спусков полос, PrePS разумно использовать в крупной типографии, заточенной под поток заказов. Тем более, если Indesign ей вообще не нужен.
Мелкая и/или средняя типография вполне может обойтись Indesign, особенно если за PrePS нужно платить.

Вашему вниманию представляется курс практических занятий, посвящённый изготовлению спусков полос в Indesign CS6 для листовой офсетной печатной машины Heidelberg SM 74. Однако приёмы, описанные в этом курсе, подойдут и к иным программам вёрстки.

Спуск полос в Indesign 

Всё как в реальности. Поступил заказ на вёрстку каталога: объём 58+4; красочность 4+4; бумага 650×470; скрепление пружина. Схема спусков полос прилагается.
Заказчик прислал файл PDF, все полосы в одном файле. Данная схема работы наиболее удобна, это будет показано ниже. Если файлы разрознены, то лучше их собрать в Abobe Acrobat PRO.

Спуски полос можно верстать 2-мя способами: в размер бумаги; в размер печатной пластины. В размер бумаги удобней (наглядней, чётко видны границы бумажного полотна), однако, впоследствии всё равно придётся вверстать монтажный спуск в размер печатной пластины (впрочем, это может делать репроцентр).

Рис. 1. PDF-zero.
Рис. 1. PDF-zero.

Первоначально создадим вёрстку спуска полос (spusk) из пустых файлов. Назовём их "zero". Создадим макет zero (maket_zero) – это PDF-файл идентичного объёма и геометрии с PDF-файлом Заказчика. Но вместо содержания на полосах "maket_zero" крупно стоят номера полос (рис. 1). Вёрстку спуска полос будем первоначально проводить с PDF-файлами "maket_zero" а шаблон спуска назовём "spusk_zero".

Рис. 2. Master-page.
Рис. 2. Создаём Master-page для лица и оборота.

Перейдём на Master-page в Indesign и создадим мастер-страницу будущего шаблона спуска. Расставим полосы по правильной геометрии и ориентации (за основу возьмём несколько полос из PDF-zero). Расставим все необходимые метки на свои места. В нашем случае это: метки обреза (кропы) – по периметру полос, т.к. у нас пружина; метки приводки (кресты) – по периметру монтажного спуска; сигнатура – не используется; паспорт заказа – слева, либо внизу спуска полос; шкалы контроля раздачи бумаги – ставятся по периметру спуска полос таким образом, чтобы нулевая метка размещалась по краю бумажного полотна; метка верный угол – нижний правый край спуска полос (лицо) и противоположный край (оборот).

Создадим необходимое количество монтажей (тетрадей), заменим всю изменяемую информацию (например, номер тетради) и правильно сориентируем полосы (рис. 2).
Теперь самое важное – создаём раскладку полос.

Раскладка в спуске полос 

Рис. 4. Import Options.
Рис. 4. Опция "Show Import Options".
Рис. 3. Place.
Рис. 3. Команда "Place".

Затягиваем файл PDF-zero в вёрстку спуска полос. Вызываем меню "File→Place" [Ctrl+D]. В появившемся диалоговом окне обязательно включаем опцию "Show Import Options" и нажимаем кнопку "Открыть" (рис. 3). В появившемся диалоговом окне обязательно выбираем диапазон страниц (all) и тип кропирования полос (в нашем случае режим crop, т.е. по границе размера документа) (рис. 4) и жмём "Открыть". Курсор мыши будет отображать превью текущей страницы PDF-zero. Удерживая нажатой клавишу [Alt] кликаем мышью над нужным фреймом. По завершении этой операции должно получиться необходимое количество монтажных спусков (17). Обязательно проверьте геометрию полос и масштаб (это можно делать выборочно, если встало верно – то на всех, а если неверно – то тоже на всёх). Если геометрия на верстаемых спусках поплыла, её следует поправить вручную.

Ещё раз всё тщательно проверяем (получившаяся вёрстка спусков должна быть завершённой, за исключением подставленного PDF-файла) и сохраняем шаблон спуска полос.

Сохраняем шаблон спуска полос 

В работе оператора монтажных спусков одним из ключевых факторов является фактор создания и ведения базы шаблонов спусков полос. В крупных организациях эта ответственность лежит на плечах начальника отдела препресс. В малой типографии она переходит в ответственность верстальщика-оператора препресс.
А в ведении базы шаблонов спусков ключевым моментом является правильное наименование. Если этого не сделать, то вся работа в этом сегменте превратится в тлен. К сожалению, в памяти удержать все нюансы названий невозможно, поэтому следует заранее продумать систему наименований таким образом, чтобы при помощи поиска быстро находить нужный или максимально приближённый шаблон спуска полос.

В этой статье будут даны базовые рекомендации, которые помогут избежать досадных ошибок.

Рекомендации по наименованию шаблонов спусков полос 

  1. Необходимо разделить шаблоны спусков по печатным машинам, либо размерам печатных пластин. Это разделение может быть отражено как в имени шаблона спуска, так и в папке, т.е. для каждого типа печатных машин/пластин своя особая папка.
  2. Если спуски полос верстаются в размер бумаги, то следует отражать это в названии шаблона спуска.
  3. Обрезной формат издания.
  4. Количество полос в издании. Если обложка печатается на отличной от блока бумаге (чужая обложка), то следует это отразить в имени шаблона спуска (например, p68 или p064+c4).
  5. Тип скрепления. Удобно отображать цифрами, например, s1 – ВШРА, s2 – КБС, s3 – пружина, s0 – без скрепления. Если скрепление КБС и наличествует корешок, то дополнительно k_7i1. Обращаю Ваше внимание! Не следует писать размер корешка "7.1" или "7,1", т.к. данные символы являются запрещёнными в некоторых операционных системах и могут вызывать сбой в автоматическом поиске.
Ещё один совет: размерность во всех полях имени шаблона спуска должна быть неизменной. Именно поэтому были добавлены ведущие нули в поле "объём издания". В будущем это позволит сформировать маску поиска в ОС Windows, заменяя любой символ "?" и любую последовательность символов "".

По итогам проделанной работы должен появиться макет вёрстки спуска полос со следующим именем файла: "zero_65x47_220x280_p058+c4_s3.indd". Как видите никаких пробелов, кириллицы и знаков препинания.

Заменяем PDF-zero печатным PDF-файлом 

Рис. 6. Import Options.
Рис. 6. Опция "Show Import Options".
Рис. 5. Links.
Рис. 5. Вкладка "Links".

А теперь финальная часть, подставляем печатный PDF-файл вместо PDF-zero. Делается это одним движением. Переходим на вкладку "Links", выделяем PDF-zero и нажимаем иконку справа вверху (рис. 5). В выпавшем меню выбираем первый сверху пункт (рис. 6). В диалоговом окне выбираем рабочий PDF-файл, при этом опция "Show Import Options" должна быть отключена.
Если всё сделано честно, т.е. геометрия и объём рабочего PDF-файла и файла PDF-zero идентичны, то всё встанет корректно и внесения правок не потребуется. Однако не забудьте всё проверить!

Коллект в Indesign для скачивания 

В качестве бонуса выкладываю для скачивания коллект в Indesign проделанной работы.

Дата публикации лекции: "01" августа 2015 г.
Количество просмотров[*]
за июнь: 1011; всего: 6394.

Другие полиграфические термины

/ тетрадь / сдвижка полос / эффекта ВШРА / печатная пластина /

Другие спусковые/монтажные метки

/ шкалы оперативного контроля / метки приводки / метки реза / паспорт заказа / сигнатура / верный угол / шкалы контроля раздачи / краскосъёмы / клапан /

Вверх