Информационная поддержка

Информационная поддержка

Полиграфический портал xpert.Press бесплатно предоставит пакет услуг по информационной поддержке

Подробности…
МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

МУЗЕЙ ТЕХНИКИ APPLE

Первый музей Apple в Москве, создан в 2012 году. Перейти на сайт музея.

Перейти…

Цветопроба. Контрактная цветопроба

Цветопроба в полиграфическом производстве.

Перейти к оглавлению

Ok

Содержание

Рис. 2. Аналоговая цветопроба.
Рис. 2. Аналоговая цветопроба в полиграфическом производстве.
Рис. 1. Цифровая цветопроба.
Рис. 1. Цифровая цветопроба в полиграфическом производстве.

Цветопроба – это твёрдая копия изображения, дающая понятие о цвете печатного оттиска. Существует несколько способов получения цветопроб. Наиболее распространены:

  • цифровая цветопроба (изготавливается на калибруемых струйных принтерах см. рис. 1);
  • офсетная цветопроба, цветопроба полученная на пробопечатном станке;
  • аналоговая цветопроба изготовленная, например, по технологии Kodak Polichrome Graphics MatchPrint (рис.2).

К настоящему времени в полиграфическом производстве аналоговые цветопробы и офсетные цветопробы практически полностью вытеснены с рынка цифровыми цветопробами, т.к. цифровая цветопроба показывает хорошую цветопередачу, а её себестоимость значительно ниже конкурентов.

С точки зрения нормативной документации цветопроба это:

[3.31] печатный пробный оттиск (on-press proof print): Оттиск, полученный на [офсетной печатной] машине (тиражной или пробной печати) в целях иллюстрации результатов процесса цветоделения при условии точного моделирования результатов цветовоспроизведения (цветопередачи), которые будут получены при печати тиража.

[3.4] допечатный пробный оттиск (цветопроба) (off-press proof print): Оттиск, полученный иным методом, чем с использованием [офсетной] печатной машины, в целях иллюстрации результатов процесса цветоделения и при условии точного моделирования результатов, которые будут получены при печати тиража.

[Публикация ГОСТ Р ИСО 12647-1-2009]

Для чего нужна цветопроба в полиграфическом производстве? 

Ответ заложен в самом термине, состоящим из двух слов: цвет или цветопередача и проба (опробация, тест). Иными словами, цветопроба – это предсказание цветопередачи на печатном оттиске.
Однако при этом следует принимать во внимание ряд допущений (условностей). Иными словами, цветопроба не является полной копией печатного оттиска, а лишь имитирует некоторые его параметры. Или ещё конкретней, принимаются во внимание более значимые параметры и игнорируются менее значимые.

Кратко рассмотрим преимущества и недостатки изготовления различных видов цветопроб в полиграфическом производстве, не принимая во внимание их себестоимости.

Офсетная цветопроба 

   [+] Офсетная цветопроба наиболее близка к цветопередаче печатного оттиска при схожести настроек пробопечатной и тиражной машин (особенно если та и другая являются GRACoL-машинами). Позволяет использовать те же запечатываемые материалы (включая дизайнерские бумаги), а также применять пантоны, что и при изготовлении тиража. Более того, есть возможность получение цветопробы с тиражных печатных форм. На полученных цветопробах можно протестировать другие виды отделки, применяемые в полиграфическом производстве. Например, тиснение, вырубку, лакировку, припрессовку пленки и т.д. Офсетные цветопробы могут быть контрактными.
   [–] Недостатки вытекают из достоинств пробопечатной машины. Во многом качество цветопередачи на пробопечатном станке зависит от навыков пробиста.

Подробней о GRACoL-машинах читайте в статье "Цветопередача и сквозная калибровка".

Аналоговая цветопроба 

   [+] Аналоговая цветопроба изготавливается с использованием комплекта цветоделённых плёнок. Частично имитирует (не эмулирует растискивания и т.п.) полиграфический растр, может предсказывать появление муара на печати.
   [–] Однако не эмулирует цвет и свойства бумаги. Различают лишь матовую и глянцевую аналоговые цветопробы. К тому же основа обладает очень высокой степенью глянца, что также искажает цветопередачу. Цветопередача зависит от навыков оператора, правда в меньшей степени, чем при изготовлении офсетной цветопробы. Аналоговая цветопроба не обладает свойствами контрактности.

Цифровая цветопроба 

   [+] Цифровые цветопробы легко калибруются. При выводе цветопроб возможно использование различных профилей, имитирующих разнообразные сорта бумаг. Встроенный прибор замера (спектрофотометр) позволяет контролировать качество цветопередачи в реальном времени. Цифровая цветопроба может быть контрактной.
   [–] Совершенно не отражает характера офсетной печати, не эмулируют растровую точку, позволяет оценить лишь цветопередачу в CMYK. Не передаёт цвета пантонов (только ориентировочно). Для просмотра цветопередачи Pantone® или иного Spot-color необхоимо делать выкраску.




Нормативная база, используемая при изготовлении цветопроб 

Международные стандарты налагают ряд жёстких ограничений при изготовления цветопроб, позволяющих получить правильную цветопередачу. Иными словами, организации, изготавливающие цветопробы должны придерживаться этих стандартов. Нормативы GRACoL-машины также применимы и к цветопробе. Можно говорить о GRACoL-цветопробе. GRACoL-цветопробы могут быть контрактными.
В этой статье будет рассмотрена нормативная база изготовления цветопроб, а также практика её применения при изготовлении цифровых цветопроб на полиграфическом производстве.

Чтобы нормализовать информационный обмен, ИСО 12647-1 устанавливает полный набор параметров, значения которых должны быть, как минимум, оговорены, когда заказывают допечатную работу, результатом которой является цифровой файл или комплект цветоделенных фотоформ, сопровождаемых цветопробой. ИСО 12647-1 касается только определений, общих требований, регламента отчетности и методов измерений.

Все измерения производятся специальными приборами колориметрами или спектрофотометрами по утверждённой методике.

Необходимо отметить, что некоторые системы цветопробы воспроизводят изображения без применения растрирования*. В этом случае пробный оттиск не предсказывает такие дефекты, как муар, который может быть вызван взаимодействием периодических структур изображения и растра, используемого в тиражной печати.
* Это относится к цифровой цветопробе, аналоговая и офсетная цветопробы таким недостатком не обладают.
Так как пробный оттиск имеет принципиальное значение в согласовании допечатного процесса между заказчиком и печатником, важно, чтобы:
– пробный оттиск изготавливался в условиях по возможности наиболее точного моделирования параметров предполагаемой печати;
– тиражная офсетная печать производилась в условиях, обеспечивающих приближение оттиска к визуальным характеристикам одобренной цветопробы.

[Публикация ГОСТ Р ИСО 12647-1-2009]
[4.2.1] Информация для печати должна предоставляться в CMYK или в трехкомпонентных цветовых форматах. Во всех случаях предназначенные для офсетной печати цифровые файлы или комплекты цветоделенных фотоформ должны сопровождаться цветопробой, которая имитирует предполагаемые условия печати и соответствует 4.3. Это соответствие должно подтверждаться измерением надлежащей контрольной шкалы или контрольного элемента, отпечатанного на цветопробе вместе с сюжетом.

[Публикация ГОСТ Р 54766 – 2011 (ИСО 12647-2:2004)]
Рис. 3. Шкала.
Рис. 3. Шкала Ugra/FOGRA MediaWedge.

Наличие контрольных шкал необходимо на всех типах цветопроб. Встречались ситуации, когда Заказчик отрезал и выбрасывал контрольные шкалы из эстетических соображений. К сожалению для него, такая цветопроба теряет свойства контрактности и перетекает в разряд образцов цвета.
В цифровых цветопробах контроль качества осуществляется через определение цветовых характеристик контрольных полей одной из шкал Ugra/FOGRA MediaWedge (рис. 3).

Real Time Service

Real Time Service

e-ResizeR – это сервис автоматического образмеривания изображений во фреймах программы вёрстки Indesign. Узнать подробности можно перейдя по ссылке.

Подробности…

Контрактная цветопроба 

Важным понятием в полиграфическом производстве является понятие контрактной цветопробы. Цветопроба считается контрактной, если по отношению к ней выполняются следующие условия:

  • отклонение ΔE базовых цветов CMYK меньше 5, а ΔHue не превышает 2,5;
  • отклонение ΔE печатной основы меньше 3;
  • среднее отклонение ΔE остальных полей, включая поля баланса по-серому, не более 3, а максимальное – не превышает 6;
  • среднее отклонение ΔHue полей баланса по-серому не более 1,5;
  • среднее отклонение ΔE полей, находящихся за пределами шкалы цветового охвата, не превышает 4;
  • максимальное отклонение тоновых значений растровых полей базовых цветов CMYK не превышает 3%.

Цветопробы, не удовлетворяющие параметрам вышеприведённых условий, не могут считаться контрактными, и не утверждаются Исполнителем как эталон цвета на полиграфическом производстве.
Цветопробы, изготовленные в типографии автоматически признаются контрактными.
Применение цветопробы, которая не является контрактной, а также образцов и ориентиров цвета на полиграфическом производстве возможно только при непосредственном присутствии представителя Заказчика на печати (приладке) и утверждения им подписного листа. В противном случае, печать осуществляется по действующим внутренним Денситометрическим показателям печати в соответствии с требованиями последней редакцией ISO 12647-2:2007.

Важно отметить, что срок годности цифровой цветопробы не превышает одного месяца при надлежащем хранении. В противном случае цветопередача может существенно исказиться.

Метамеризм цветопробы 

За математическими характеристиками цветопробы не стоит забывать о её основном предназначении – показать цветопередачу тиражного оттиска до начала печати. Однако из-за особенностей технологии изготовления цифровых цветопроб о правильном восприятии цвета можно говорить лишь при соблюдении ряда условий, описанных международным стандартом ISO 3664-2:2000. Сюда входят понятие нормированного света, а также условия просмотра и сравнения цветопробы и печатного оттиска. Подробно об этом рассказано в статье "Цветопередача или цвет в полиграфическом производстве". Дело в том, что цветопробам присущ эффект метамеризма. Суть метамеризма в том, что при нормированном освещении цветопроба может быть идентична по цвету с печатным оттиском, а при искусственном освещении (например, в офисе) цвета могут существенно отличаться. Эффект метамеризма особенно присущ аналоговым и цифровым цветопробам. Офсетные цветопробы не подвержены этому эффекту, т.к. технология изготовления офсетной цветопробы полностью соответствует процессу офсетной печати.





Дуализм цветопробы 

Дуализм цветопробы – это интуиция, вытекающая из понимания полиграфического производства и роли цветопробы в нём. В чём проявляется дуализм цветопробы? С одной стороны цветопроба предсказывает цветопередачу тиражного оттиска, а с другой – она задаёт цветопередачу тиража. Вторая её функция вытекает из того обстоятельства, что цветопроба является эталоном цвета в полиграфическом производстве. В отсутствие цветопробы получить идентичный цвет, пользуясь денситометрическими нормами печати невозможно. Иными словами, если отпечатать тираж по денситометрическим нормам печати, а затем вывести контрактную цветопробу и сравнить её с тиражными оттисками, то цветопередача будет существенно отличаться.

Как использовать контрактную цветопробу в качестве эталона цвета? 

Для этого подписной лист должен соответствовать цветопробе как по визуальной цветопередаче, так и по значениям координат в цветовом пространстве CIE L*a*b для плашек, напечатанных триадными красками согласно ISO 12647-2:2007 (см. таблицу 1).

Таблица 1. Допустимое значение коэффициента цветового различия ΔЕ (CIELab)
  BLACK CYAN MAGENTA YELLOW
между цветопробой и подписным листом 5 5 5 5
между подписным и тиражным листом 4 4 4 5
1) Условия измерений согласно ISO 13655 (исключения: белая подложка), D50, угол обзора 2°, 0/45 или 45/0, без фильтра.
2) Расчёт светового различия ΔЕ осуществляется по формуле Delta E CIE 1976.

Статья написана: "9" марта 2015 г.
Количество просмотров[*] за июнь: 274; всего: 2811.
Используемые полиграфические термины
/ цветоделение / печатный оттиск / пробопечатный станок / дизайнерские бумаги / pantone / печатные формы / пробист / профили ICC / тиснение / вырубка / лакировка / колориметр / растрирование / контрольная шкала / приладка / подписной лист / денситометрические нормы / нормированный свет / метамеризм /

Последние комментарии посетителей в ветке
"Цветовоспроизведение"



Николай отправлено: 25 декабря 2016 г. в 20:37
#1
Откуда: Россия; Смоленская область; Смоленск.
Организация: .
Должность: допечатник.
Дата регистрации: 3 мая 2014 г.
У нас в офисе стоял такой зверь. Очень была требовательна к климату, поэтому перетащили её в отдельную комнату. Создали там все условия, но больше там никого прописать не удалось. Да это и понятно: температура 18 °С; влажность, как на экваторе. Стояло несколько чайников (типа увлажнителей) и гнали пар.
Я как-то говорю начальнику: – слушай начальник, чайники-то твои перестали отключаться из-за накипи. А он мне: – Следи за уровнем и не филонь.
Ну ладно, моё дело маленькое, сказал и забыл. А как-то прихожу на работу, а дверь в комнату с цветопробой опечатана. Сгорела родимая. Замкнуло тот "чайник", а он рядом с ней стоял и понятно – пламя перешло. Пришли тушить только когда сигнализация сработала, но тушить уже было нечего. Не помню точно, толи 50, толи 70 штук зелени за неё отвалили.

Admin отправлено: 17 декабря 2016 г. в 15:50
#1
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Подольск.
Организация: xpert.Press.
Должность: Администратор сайта.
Дата регистрации: 1 декабря 2016 г.
В этой ветке обсуждаем вопросы, связанные с воспроизведением цвета на разных носителях, включая: печатные машины (офсетные и цифровые); различные типы запечатываемых материалов; мониторы и вопросы их калибровки.
Рекомендуются к прочтению следующие статьи: Прежде чем задать вопрос воспользуйтесь поиском по форуму/ветке, возможно ответы на ваш вопрос уже существуют.
Формулируйте ваши вопросы кратко, но ёмко.
Администрация сайта желает вам удачи.
xpert.Press – лучший полиграфический сайт!

Дринк отправлено: 07 октября 2015 г. в 10:37
#5
Откуда: Россия; Московская область; Пушкино.
Организация: .
Должность: технолог.
Дата регистрации: 18 февраля 2014 г.
Для экономии средств следует отказаться от пантонников на офсетной бумаге, т.к. в практике на офсете Pantone печатают редко, а также от пантонников на мелованной матовой бумаге, т.к. многие специалисты считают, что характеристики данной бумаги далеки от большинства мелованных матовых бумаг.

Ольга Карасёва отправлено: 07 октября 2015 г. в 00:15
#4
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Москва.
Организация: .
Должность: дизайнер.
Дата регистрации: 15 июня 2014 г.
Какие пантонники следует приобрести?

Сергей отправлено: 11 сентября 2015 г. в 14:09
#3
Откуда: Россия; Свердловская область; Екатеринбург.
Организация: .
Должность: технолог.
Дата регистрации: 9 января 2016 г.
Подложка используется в некоторых полиграфических изделиях без обложек и придаёт изделию прочности. Например, отрывной календарь. В этом случае, на подложке крепится изделие.

Сергей отправлено: 11 сентября 2015 г. в 12:15
#3
Откуда: Россия; Свердловская область; Екатеринбург.
Организация: .
Должность: технолог.
Дата регистрации: 9 января 2016 г.
Купите пантонник и наслаждайтесь.

xpert.Press отправлено: 09 сентября 2015 г. в 19:40
#2
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Подольск.
Организация: ООО Преконтрол.
Должность: Генеральный директор.
Дата регистрации: 24 июля 2014 г.
Некоторые цифровые цветопробы неплохо воспроизводят пантоны, но для действительно серьёзных случаев необходимо печатать пантон на пробопечатном станке – получится выкрас.
xpert.Press – лучший полиграфический сайт!

Ольга Карасёва отправлено: 09 сентября 2015 г. в 15:21
#1
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Москва.
Организация: .
Должность: дизайнер.
Дата регистрации: 15 июня 2014 г.
Здравствуйте. Интересует такой вопрос. Возможна печать пантонов на цветопробе?

xpert.Press отправлено: 09 сентября 2015 г. в 11:30
#2
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Подольск.
Организация: ООО Преконтрол.
Должность: Генеральный директор.
Дата регистрации: 24 июля 2014 г.
Понятие подложки может использоваться: 1) при замерах колориметром или спектрофотометром, подложку чёрного или белого цвета (в зависимости от рекомендаций CIE) подкладывают под носитель, т.к. бумага обладает той или иной степенью прозрачности; 2) при изготовлении цифровой цветопробы. Здесь термин подложка включает в себя имитацию цвета полиграфической бумаги; 3) при сравнении или при восприятии цвета носителя, подложка может помочь глазу правильно настроиться ("откалиброваться").
xpert.Press – лучший полиграфический сайт!

Екатерина отправлено: 07 сентября 2015 г. в 17:32
#1
Откуда: Россия; Москва и Московская область; Москва.
Организация: .
Должность: студентка.
Дата регистрации: 3 июля 2014 г.
Что такое подложка в полиграфии?

Дринк отправлено: 07 января 2014 г. в 17:49
#2
Откуда: Россия; Московская область; Пушкино.
Организация: .
Должность: технолог.
Дата регистрации: 18 февраля 2014 г.
Нет, Дмитрий, на абсолютно разных. В нашей типографии стоят листовые и различные ролевые (M-600, SunDay). Все они разных форматов, модификаций, состояний и годов выпуска. Тем не менее, при печати тиража на 2-х любых машинах разнотона не возникает.

Дмитрий отправлено: 05 января 2014 г. в 13:24
#1
Откуда: Россия; Алтайский край; Барнаул.
Организация: .
Должность: допечатник.
Дата регистрации: 15 октября 2013 г.
Здравствуйте. Что значит печатать тираж на разных машинах? На двух однотипных?
Гость.
Реклама на Xpert.Press

Реклама на Xpert.Press

Смотреть прайс

Подробнее…